СКИФ
2017, Россия, 105 мин.
Жанр: драма, история, фэнтези, боевик
Режиссёр: Рустам Мосафир
В ролях: Алексей Фаддеев, Виталий Кравченко, Александр Кузнецов, Александр Пацевич, Юрий Цурило, Андрей Пермяков, Василиса Измайлова
Информационный фон вокруг третьего за последние 13 месяцев броска отечественных киноделов на древнеславянскую территорию вышел скандальным. Было бы чему удивляться. Для начала геймеры обнаружили дизайнерский плагиат «Скифа» с компьютерного «Скайрима», затем стряслась мутная история с переносом «Приключений Паддингтона 2», а если вспомнить о бэкграунде, сформировавшемся благодаря трэшевому «Викингу», то многие поспешили заранее выдать новой картине чёрную метку. На всякий случай, но, как оказалось, напрасно. На удивление крутая картина Рустама Мосафира вовсе не нуждается в нездоровой шумихе, она достаточно скромна по размаху своих амбиций, но отнюдь не по исполнению. Ничего похожего ни на ужасную постановку о князе Владимире, ни на нелепую «Легенду о Коловрате». Это совершенно самостоятельная кинолента, весьма отдалённо схожая с реальными событиями и деятелями – по сути фэнтези, с подчеркнуто эпичными персонажами, зубодробительным действом, качественными эффектами и беспрецедентным уровнем насилия, впечатляющим даже на фоне прошлогоднего «Логана».
Собственно, будет большой ошибкой квалифицировать «Скифа» историческим полотнищем. Картина лишь примерно соотносится с властвовавшими в XI веке степными племенами и русским воинством, во главе которого могучий князь, козыряющий раскрашенным сусальным лицом. Но фильм не о нём, а о приближенном ратнике Лютоборе, который являет типаж традиционного богатыря пополам с вестготским варваром. Сильный, храбрый, справедливый, но не очень сообразительный – в общем, вы поняли. Волею судеб и заговора таинственного заказчика правая рука князя лишается жены с новорожденным сыном, а взамен получает обвинение в покушении на своего сюзерена и грязный каземат, где к мускулистой спине примеривается палач-садист. Интрига – сразу оговоримся – не лучшая составляющая картины, как и плавность развития событий. Фильм вообще немного сумбурный, а дерганый монтаж только усугубляет дело. Но это придирки, поскольку стоит Лютобору вырваться, с личного разрешения князя, на поиски семьи, прихватив за компанию плененного скифа Куницу, как заворачивается настоящее брутальное пиршество, способное впечатлить любого, кто хотя бы с минимальным интересом относится к воинам, битвам и баталиям.
Псевдоисторический фильм наследует традиции самурайских картин, спагетти-вестернов и постапокалиптики, обретших в российских условиях мощнейший колорит. На месте скифов могли быть какие-нибудь печенеги, и результат оказался бы тем же, поскольку прирожденные бойцы сражаются за свою правду, и неважно каким богам поклоняются. Славянин Лютобор заставляет Куницу поклясться в верности на капище Перуна, а захваченный скиф следует воле Ареса. Заклятые друзья по пути к лагерю похитителей с кем только не сходятся в рукопашной, и все эти сражения противопоказаны неподготовленным глазам. Ослеплённые яростью воины натурально рвут друг друга на части, летают ошметки отрубленных конечностей, а крови так много, что в её озерах можно было бы омыться по примеру графини Батори. И если главным героем заявлен суровый громила Лютобор в исполнении отличного каскадера Алексея Фаддеева, то приз зрительских симпатий вручается ловкому товарищу-врагу Кунице. Малоизвестный Александр Кузнецов просто великолепен в качестве татуированного диверсанта, этакого степного ниндзя, не обделенного принципами и преследующего собственные цели. Воинствующим странникам даже доведется побыть в шкуре Безумного Макса, противостоящего лесному великану-берендею, хлебнувшего… нет, не отвара из поганок, а зелья берсерка. Именно на лесные эскапады Лютобора и Куницы приходится самая зрелищная, хардкорная и впечатляющая часть фильма, в сравнении с которой остальной сюжет выглядит как необязательное дополнение.
С непоколебимой серьезностью относиться к «Скифу» не стоит. Кому-то фильм вообще может показаться перевиранием свидетельств и культуры различных народностей тех лет. Этим людям хочется посоветовать большей терпимости и минимального доверия создателям, украсившим свои портфолио качественной кинолентой. Нет ничего постыдного в признании фильма российским B-movie, наподобие тех простеньких боевиков из восьмидесятых, на которых выросли многие из нас. Между прочим, Рустаму Мосафиру всего тридцать три, и нетрудно догадаться, что смотрел и чем восторгался в детстве он. «Скиф» не то чтобы отдаёт должное какому-то конкретному жанру, он, скорее, воспевает воинскую доблесть в самом радикальном её олицетворении. Режиссёр слишком буквально относится к выражению «тёмные времена», но если на выходе рождается шикарный, круто поставленный боевик, то не всё ли равно? По крайней мере, создатели «Скифа» не занимаются бессовестными спекуляциями, извращением «Повести временных лет» и религиозной пропагандой. Лишь оттенок политеса имеется в концовке, который слегка портит общее впечатление, но совсем без идеологического отягощения сейчас, видимо, нельзя. Это мелочи, а напротив них – лучший за несколько лет экшн российского производства, заслуживающий достойной презентации.
Александр Колесников
В кинотеатрах с 18 января