ИСТОРИЯ ИГРУШЕК: БОЛЬШОЙ ПОБЕГ (TOY STORY 3)
2010, США, 103 мин.
Жанр: мультфильм, фэнтези, комедия, приключения
Режиссёр: Ли Анкрич
Роли озвучивали: Том Хэнкс, Тим Аллен, Джоан Кьюсак, Нед Битти, Дон Риклз, Майкл Китон, Уоллес Шоун
Когда-то мы все проходим незаметную черту и перестаём быть маленькими. Детство с его простыми и понятными радостями, естественными желаниями, капризами, обидами и мечтами отправляется куда-то глубоко в память. Взросление неизбежно, как от него ни беги, и осознание того, что некогда родными игрушками больше не захочется поиграть – очень печальное. Правило «с глаз долой – из сердца вон» здесь явно не работает, а уж если друзья детства способны разговаривать, соображать и бояться за своё будущее – тем более.
Развитие франшизы «История игрушек» отражает судьбу компании в миниатюре. Первый мультфильм открыл стартовую главу подразделения «Диснея», второй – не опустил высокой планки, попутно обогатив новыми героями, а третий оказался результатом усилий постановщиков, заваленных «Оскарами». Не без ошибок и запинок (вроде скучных «Приключений Флика»), но Pixar сумели забраться на такой уровень, что конкуренты смотрят, задрав голову. Немалая заслуга триумфа – в тщательной и кропотливой работе над сценарием. Третью картину от второй отделили немыслимые по нынешним конвейерным меркам одиннадцать лет, но долгое ожидание сполна окупилось высококлассным творением. Немалый срок прошёл не только в реальной жизни. Мальчик Энди за это время успел повзрослеть, и любимым игрушкам пришлось уступить место юношеским увлечениям, имеющим мало общего с детскими. Преданный батальон, возглавляемый Вуди, имел все шансы отправиться в самый пыльный угол чердака, но вытянул, казалось, счастливый билет – постоянную прописку в детском саду «Солнышко». Игрушкам предстояла новая жизнь, и они никак не могли помыслить, что она превратится в борьбу за выживание.
Антиутопия в мультипликации? А почему бы и нет. В предыдущих фильмах поднимались темы верности, уважения, товарищества, выбора – и заходили они на «ура». Повзрослевшей студии – соответствующие идеи. Не всегда честные и праведные, но хорошие игрушки сталкиваются с форменной диктатурой, лагерными порядками, беспощадным подавлением прав и другими особенностями изолированного государства. Традиционное для Pixar великолепие картинки с насыщенной палитрой заиграло неожиданными красками в драматических условиях. Остались позади такие мелочи как перетягивание лидерства и установление авторитета. Вуди, Баззу и компании оппонирует могущественный противник, в своей эффектности легко обходящий всех предыдущих плохишей франшизы. Плюшевый медведь Лотсо, с голосом слаще (дубляж Сергея Паршина просто великолепен) собственного клубничного запаха – это вам не детские шалости. Многогранный антагонист с интересной предысторией отсылает к славным временам классической диснеевской анимации, где одна звезда великолепнее другой. На общем злодейском небосклоне, конечно же. Шрам, Малефисента, Джаффар, Урсула, Фролло – они до сих пор вспоминаются и восхищают, невзирая на техническую отсталость тех мультфильмов, но Лотсо круче их всех. Это яркий, харизматичный, узнаваемый персонаж, в ораторских речах которого узнаются настоящие диктаторы, доводившие под иллюзией свободы свои страны до опустошения.
Пойдя по пути упрощения в вопросах морали (разделение на добрых и злых слишком явное), создатели серьёзно прибавили в другом. Третья часть отличается динамичным действием и водопадом первоклассного юмора – один только кукольный домик Кена с необъятным гардеробом чего стоит. Подзаголовок «Большой побег» лента оправдывает безотлагательно и мастеровито. Как только маски сняты, начинается вполне себе взрослый экшн, предполагающий в качестве изюминки неожиданные альянсы и головокружительные твисты. Структурно «История игрушек 3» имеет мало общего с лентой-родоначальницей, но это оправданно. Как учат родители, любовь должна быть возрастной, и то, что радовало в юные годы, закономерно сменяется более серьёзными вещами. Не обходится и без тонкой психологической игры – линия с Лотсо обещает отменный сюрприз, да и в целом мультфильм заслуживает звания образцового. Можно придраться лишь к встречающейся жестокости, но для франшизы она весьма характерна с самого начала. Кто хоть раз видел появление изуродованных игрушек гадкого мальчишки Сида из первой части – вряд ли забудет. Некоторые манипуляции также могут вызывать сомнения в детской-то картине, но правильный, логичный и справедливый исход «Большого побега» нивелирует и этот, подчёркнуто условный, недостаток.
Крайне сложно обойтись без трюизмов и не сказать, что мультфильм великолепен, и что отдельные его недостатки – не более чем продолжение достоинств. Полученный «Оскар» и так намекает. При сохранении общих черт, каждая из частей «Истории» подкупала каким-то своим аспектом. Первый фильм демонстрировал магию детства и то, как важно беречь милые сердцу вещи. Сиквел показал исключительную сложность выбора и значимость своих собственных воспоминаний. Третья же часть стала знаменем любви, длинной серенадой, которую исполнял не только Базз, но и все остальные игрушки Энди. Лишённые теплоты люди, животные и вообще все создания сами не замечают, как сердце переполняется злостью и обидой. Но с этого пути всегда можно свернуть обратно, если рядом найдется тот, кто скажет простые, но важные слова. Слушать их или нет – каждый решит сам, но на кону всегда нечто большее, чем просто досуг. «Большой побег» – цельный рассказ о силе чувств, без которых фигурки не оживают.
Александр Колесников