СЕКРЕТНОЕ ДОСЬЕ (THE POST)
2017, Великобритания-США, 116 мин.
Жанр: триллер, драма, байопик
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Сара Полсон, Боб Оденкёрк, Трэйси Леттс, Брэдли Уитфорд, Брюс Гринвуд, Мэттью Риз
В цитадели вселенской демократии существует давняя традиция: каждые восемь лет обновлять рейтинг популярности президентов. Критериев значимости много, но итоги, как правило, ожидаемые, вот и крайний перечень за 2017 год не удивил: Линкольн, Вашингтон, Франклин Рузвельт… А на противоположном полюсе компанию откровенных бездарей Бьюкенена и Эндрю Джонсона, квартировавших в Белом доме, разбавил Ричард Никсон. Сочувствующий друг Советского Союза, заядлый путешественник и большой любитель творога с кетчупом на завтрак, вполне возможно, не был худшим американским лидером, но в массовом сознании им и отпечатался. Благодаря печально знаменитому Уотергейтскому скандалу, ставшему символом грязной политической игры – в первую очередь, и слитым в прессу откровениям министра обороны о Вьетнамской войне – во вторую. За свои прегрешения Никсон не устаёт огребать в голливудских фильмах, мультсериалах и пародийных шоу даже после своей смерти. Ну не обойтись даже Штатам без всеобщего жупела, чью фамилию так удобно склонять, замалчивая «подвиги» современных правителей. Вот и Спилберг, размявшись «Шпионским мостом», решил внести свои пять центов в давно потухший костер Вьетнама, поведав историю о честной журналистской доле, вставшей перед роковым выбором: рассказать правду народу и положить голову на плаху, либо малодушно промолчать, спасая карьеру.
«Секретное досье», скромно названное в оригинале «The Post», блюдо специфическое. Как и большинство работ, посвященных репортёрским расследованиям (наподобие картины «В центре внимания»), отличается неспешным приготовлением с тщательным взвешиванием необходимых ингредиентов. А ими у Спилберга выступают актёрские работы титанов лицедейского искусства Мэрил Стрип – в роли наследной владелицы газеты The Washington Post Кэтрин Грэм, и Тома Хэнкса – воплотившего взрывного редактора Боба Брэдли. Они оказываются в эпицентре грандиозного политического землетрясения, спровоцированного компрометирующими публикациями коллег из The New York Times. Анонимный осведомитель, совести и смелости в котором оказалось намного больше, чем во всех американских президентах, начиная с Трумэна, подкинул конкурирующим газетам материалы, именуемые на журналистском сленге «бомбой». В Белом доме, как нетрудно догадаться, ничуть не обрадовались протёкшему информационному крану, спустили собак цензуры, но не учли силы публицистического азарта, помноженного на еще модную в те годы гражданскую ответственность работников СМИ.
По всем прикидкам Спилберг планировал старомодное академическое кино, но реальность превзошла ожидания. В хорошем смысле. Если «Шпионский мост» оказался слишком политическим и неоднозначным творением, то «Секретное досье» – грамотно поставленное, прекрасно смонтированное и правильное кино. Последняя реплика намекает на здоровые отношения между газетами. Показательный момент: узнав о судебных исках к The New York Times, в стане «постов» никто и не подумал злорадствовать, цинично использовать ситуацию и отказать коллегам в поддержке. Выражение «клановая солидарность» имеет устойчивую негативную коннотацию, но в картине Спилберга преобразовалось в стояние по одну сторону баррикад. С завидным знанием дела дедушка Стивен без какой-либо спешки знакомит зрителя со всеми заинтересованными лицам, среди которых каждое – реальная личность, и половина фильма фактически уходит на экспозицию. Значимый ли это недостаток? Скорее нет, чем да, ведь не все же разбираются в американской истории, и хватает тех, у кого и Вьетнам ассоциируется с туристическими турами, но никак не с выжженной напалмами войной. Да, живости киноленте не хватает, примерно до кульминационного момента с вставанием выше указанной дилеммы во весь рост, но благополучно пережив ожидание, разочарованным не останешься.
На технических составляющих подробно останавливаться незачем. Спилберг у руля, Уильямс за дирижерским пультом, Стрип с Хэнксом в качестве движков сюжета – легендарные деятели держат марку. В их исполнении звучит гимн профессиональной журналистике, свободе слова и торжеству настоящей (не дутой!) демократии. Спустя сорок лет всякая риторика может звучать устаревшей, но честности локомотивов The Washington Post веришь с лёгким сердцем. Сложно снять кино о современных СМИ так, чтобы зритель верил в идейность скандальных публикаций, за которые можно попасть под суд, а вот о прошлых временах – другое дело. Нельзя сказать, что Спилберг совсем не погрешим – великий режиссёр тоже человек, и он не избавлен от стереотипов. Так, у него расхристанный Никсон уподоблен Сталину, сидящему по ночам в рабочем кабине при зловещем свете лампы и раздающему гневные инструкции. Болтливый экс-министр Макнамара, если вдуматься, тот еще фрукт. Словом, налёт конъюнктурности в картине присутствует, но экранизированы дела давно минувших дней с гуманистическим посылом, а это гораздо важнее. В целом же, «Секретное досье» не отнести к эпохальным постановкам, особенно по меркам его ведущих исполнителей, но это достойная, запоминающаяся лента, которая будет любопытна всем интересующимся журналистикой, историей, политикой и хорошим кино.
Александр Колесников
В кинотеатрах с 22 февраля