Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Тельма
Автор: Анастасия СкороходоваДата: 01.02.2018 04:59
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ТЕЛЬМА (THELMA)
2017, Норвегия-Франция-Дания-Швеция, 116 мин.
Жанр: фэнтези, триллер, драма
Режиссер: Йоаким Триер
В ролях: Элли Харбоа, Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен, Эллен Доррит Петерсен, Грета Эльтерваг, Марте Магнусдоттир Солем



Норвежские леса, застывшее озеро. Отец, дочь и олень под прицелом. Секунда и ружьё медленно движется к виску девочки… Тихо.

Тельма выросла. Перед нами девушка особенной, не яркой и статной, а скорее какой-то меланхоличной красоты. Она впервые в Осло. Впервые живет одна, первые допросы (исповеди?) родителей, первые знакомства, первые занятия в университете. Тихо.

«Очень тихий фильм», – шёпот подруге на ухо. И, кажется, это слышал весь кинозал – такая тишина висела в воздухе. Но не спокойная и мягкая, а та, что бывает перед грозой. Заряженная тишина.

Первый выстрел прозвучал в библиотеке: знакомство с Аней. Удивительные глаза – чёрные, но теплые, милое, открытое лицо, прекрасное тело. Улыбается уверенно с фоток на Facebook, увлеченно обращается к Тельме, смотрит с интересом прямо в глаза.

Первый бокал вина, первая затяжка никотина, первый поцелуй – вот и второй выстрел. И он вполне может стать убийственным для Тельмы, ведь она выросла в очень религиозной семье. Вот только родители отнюдь не похожи на ярых фанатиков Иисуса… Может, у них были причины наполнить жизнь дочери Богом и молитвой больше, чем родительской теплотой и любовью? «Господь, избавь меня от этих мыслей», – повторяет она сама себе. Но мысли – не наши слуги, а желания – не рабы. Зачастую всё с точностью наоборот.

Нарастающий, словно крещендо, внутренний конфликт Тельмы, внешне проявляется в непонятно откуда взявшейся эпилепсии. Будто само её тело отвергает эти «грязные» мысли, наказывая загадочными припадками. Болезнь, которая не имеет никакого физического обоснования и не поддаётся исследованию, приводит к ужасающим догадкам о ведьминской сущности, проклятии, демонах и еще Бог весть о чём…

Один за одним, словно фонари на вечерней улице, включаются на первый взгляд шаблонные приёмы хоррора: бьющиеся в окна птицы, леденящие сознание флэшбэки в прошлое, таинственные перемещения людей и предметов в пространстве… Но шаблонны они лишь на первый взгляд, а если задуматься – глубоко метафоричны. Символизм, так захватывающе используемый Триером в этом фильме, читается во всем. Он раскидан по картине, как ребусы в старых газетах, но не тех, что скучно открывать. Еще долго, после того как титры пойдут по экрану, ты будешь разгадывать ту или иную метафору, объяснять сам себе значение того или иного кадра.

Норвежский режиссер снял головоломку, понятную и простую лишь на первый взгляд. Вроде бы вот он, на поверхности – фильм о конфликте между либеральным Осло и консервативной глубинкой, современной, свободной молодежью и агрессивным традиционализмом, о столкновении религии и сексуальной раскрепощёности, о проблеме отцов и детей в конце концов. Кто-то скажет, что это ещё одна «Кэрри», кто-то увидит ужастик об изгнании дьявола, кто-то — картину о лесбийской любви по типу «Жизнь Адель». И те и другие и третьи будут правы, так как «Тельма» — существует в каждом из этих контекстов и в то же время не принадлежит ни одному их них.

Картина вобрала в себя сразу несколько концепций, объединила вопросы невероятно актуальные для зрителя и облекла всё это в форму холодного нордического эротизма. На первый взгляд разворачивающиеся неторопливо события в итоге полностью захватывают внимание и вот уже вспышки белого света до боли бьют в глаза. Та самая атмосфера, показавшаяся тихой в начале, раскачивается с каждой минутой, звук нарастает, динамика усиливается. И вот, согласно всем логическим законам, концовка должна обрушиться штормом на наши головы. Но Триер не так предсказуем: неожиданно он призывает на сцену ещё одного игрока и этот игрок решит исход всей партии.

Это природа.

Она тихо присутствует на протяжении всей картины, будто посмеиваясь над слабым человеком, который пытается пойти против своей животной сущности. И лишь в конце, будто не в силах больше терпеть наивность и глупость происходящего, она вырывается наружу и перевертывает всё с ног на голову: минус на плюс, землю на небо, зло превращает во благо, а мертвое в живое.

Вода, огонь и воздух – стихии жизни, самое естественное и первозданное, непредсказуемая мощь, способная стать убийственной. Как и мы – когда пытаемся задавить свои желания, задушить Змея-искусителя, забывая, что он является продолжением нас самих. Чрезмерная религиозность, потакание общественному мнению, родительский надзор, транквилизаторы – мы найдем способ. Только что в итоге? Не человек, а сухой остаток. Безэмоциональные роботы, пустые оболочки лишенные самой жизни.

Выпускайте своих демонов наружу, потому что это и не демоны вовсе, а мы сами. Возможно, они сразу обретут крылья и вас наконец научат летать. Обернут любое зло во благо: ненависть в силу, страх в смелость, а похоть в любовь. Не стоит бояться своих желаний, также как не стоит слепо потакать им. Стоит найти равновесие, нащупать ту самую золотую середину, которая отражает вашу суть. Быть в гармонии и любви к себе – самое важное, и только когда эта любовь есть в нас самих – мы становимся способны разместить её в ком-то ещё.

Этот холодный, но такой притягательный и многозначный скандинавский триллер рекомендуется к просмотру всем. Он из тех, в которых живешь не два часа в кресле кинотеатра, а много дольше и после титров. Терпкое послевкусие и голова в кучевых облаках автоматом прилагаются к вашему билету.

Анастасия Скороходова

В кинотеатрах с 23 ноября
Нравится
Похожие страницы:
Тельма и Луиза (Thelma & Louise), 1991
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 322 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio