КОРОЧЕ (DOWNSIZING)
2017, США, 135 мин.
Жанр: фантастика, драма, комедия
Режиссёр: Александр Пэйн
В ролях: Мэтт Дэймон, Кристоф Вальц, Хонг Чау, Кристен Уиг, Рольф Лассгорд, Ингьерд Эгеберг, Удо Кир
История знает разные методы борьбы с хронической невезучестью. Кто-то пытается сменить сферу деятельности, некоторые записываются на психологические тренинги, ну а кое-кому достаточно радикальной смены имиджа. Словом, каждый сходит с ума по-своему и все вместе – бегут от звания пробитого неудачника. Двукратный оскаровский лауреат Александр Пэйн, набивший руку на глубоких и умных трагикомедиях, предложил оригинальное решение типовых проблем – уменьшение. По трейлеру это представлялось чем-то весьма интересным, свежим, неординарным, а главное – смешным. Лысый аки мартышкин зад Мэтт Дэймон размером с откусанный карандаш переживает уникальную операцию и очухивается в миниатюрном городе для новоявленных жокеев судьбы. Норвежские ученые успешно решили застарелую проблему густонаселенности планеты, а заодно и предоставили новые шансы тем представителям офисного планктона, кто в полноразмерном виде вёл наиболее бесперспективную жизнь. А старина Дэймон, по фильму Пол Сафранек, от которого открестилась и бросила в медико-научном центре собственная жена, именно таков. Теперь его, ставшего коротышкой, будут величать тупым да безумным. И не зря – по фильму и герой.
Прошло всего ничего в наступившем киногоду, а лента Пэйна, зачем-то названная «Короче» («Уменьшение» точнее и по переводу, и по смыслу), стала первым кандидатом в разочарования. Черт бы с ним, со специфическим юмором, кому-то и обритая Кристен Уиг, сыгравшая жену Пола и недожертву опытов с одной уцелевшей бровью, может показаться образцом комедийности. Проблема фильма в другом: он бессовестно, чудовищно, непростительно разбалансирован. Вполне себе культового в рядах поклонников инди-кино Пэйна так и хочется спросить, что он вообще снял? Это не научная фантастика с сатирическими нотками, не антиутопия с гуманистическим посылом, и даже не социальная драма в понятном виде. Под ширмой лёгкого, развлекательного кино с гигантским потенциалом крошечной вселенной, режиссёр подсунул какую-то дурно пахнущую зарисовку из жизни вьетнамских гастарбайтеров, жуликоватых сербских мигрантов и непроходимо примитивных аборигенов. Полномочными представителями сомнительных слоев выбраны одноногая Хонг Чау, пыхающий сигарой Кристоф Вальц и свежеиспеченный разведенец Дэймон. Пёстрая компания, не правда ли? Чисто в теории сгодилась бы для разных жанров, но только при одном условии: когда постановщику удаётся хотя бы определиться для себя, о чём его картина.
Самое смешное и одновременно печальное: Пэйн много лет вынашивал свой проект. Для него «Короче» должна была стать ну если не второй «Небраской», то уж чем-то явно солидным и качественно исполненным, но то ли отличный режиссёр стал жертвой давления сверху, то ли, извините, у самого крыша поехала с устатку. Не так часто попадаются фильмы, практически впрямую пропагандирующие тупость, никчёмность, беспомощность. И уж тем более редко можно увидеть одного и того же персонажа одинаково бестолковым в полноценном виде, и в уменьшенном. Дэймон здесь именно таков, и за прославленного актёра, которого запросто строит болтливая вьетнамка, с какого-то момента становится попросту стыдно. Добро бы насмешки откровенно резвящегося в кадре Вальца (он-то и в роли югославского воротилы прекрасен – харизма решает), но о мужика откровенно вытирают ноги и протезы все, кому не лень.
Вот какое решение от неустроенности в реальной жизни предлагает нам мистер Пэйн, господа! Ему бы издевательски похлопать, да лучше в духе лихих девяностых «предъявить» за два часа спущенного в унитаз времени. Быть может, нам по другую сторону океана проблемы азиатских беженцев неизбежно кажутся далёкими, но отличить умный, многослойный сценарий от нагромождения абсолютно несочетаемых между собой эрзацев в состоянии каждый. Если только не подпадёт под излишнее обаяние визуального ряда. А он тут хорош, без сомнения. Но помимо картинки да насмешливого Вальца глядеть ровным счетом не на что. Не на абсурдную угрозу апокалипсиса от выброса метанола в Антарктике же, в самом деле?!
Не он первый, не он последний, но очередным своим фильмом Александр Пэйн, которого прежде в основном хвалили, крупно обделался. «Короче» – это не та лента, которую, по американской традиции, необходимо успеть посмотреть перед смертью. Это не та картина, которая добавит что-то в копилку ваших вкусов и скажет новое о нюансах актёрской игры. Вообще-то, и на связное произведение весь этот киновинегрет тянет с большой натяжкой. Его бы раздраконить на десяток фрагментов – немало классных видеоклипов можно было наклепать. Варианты имелись разные, но сейчас перед нами, к сожалению, фильм. Очень слабая, неудачная, да попросту отвратительная недоделка. Жирный минус господину Пэйну: не надо снаряжаться в погоню за пятью зайцами, если в стволе одни холостые. И еще один укор персонально Дэймону: хуже последнего «Джейсона Борна», казалось, ничего быть не может, но Мэтт доказал обратное. Наверное, доволен.
Александр Колесников
В кинотеатрах с 1 февраля