Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Недруги
Автор: Галина ПоляковаДата: 07.03.2018 03:17
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

НЕДРУГИ (HOSTILES)
2017, США, 134 мин.
Жанр: драма, приключения, вестерн
Режиссер: Скотт Купер
В ролях: Кристиан Бэйл, Розамунд Пайк, Уэс Стьюди, Рори Кокрейн, Джесси Племонс, Джонатан Мэйджерс, Бен Фостер



Некоторое время назад кинокритики утверждали, что жанр вестерна умер и не надо откапывать труп ради сиюминутной наживы. Они как всегда ошиблись. Пациент просто пребывал в коме и теперь подаёт явные признаки жизни. Ремейк «Великолепной семёрки» Антуана Фукуа и «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино – это только наиболее громкие из премьер последнего времени. Количество вестернов нарастает вместе с их качеством, и уже международные кинофестивали не брезгуют принять их в свои распростертые объятия. «Недруги» Скотта Купера засветились в Торонто и в Риме, а на только что открывшемся Берлинале показали иронический вестерн «Девица» с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковской.

В главной роли в «Недругах» снялся Кристиан Бэйл, тот самый, что вместе с Кристофером Ноланом возродил «Бэтмена», а заодно и загибавшийся до этого жанр кинокомиксов.

Режиссёр и сценарист фильма Скотт Купер («Сумасшедшее сердце», «Из пекла») всегда интересовался настоящими американскими героями без прикрас, потёртыми, побитыми жизнью, распростившимися с иллюзиями, но не утерявшими внутреннего стержня. Таков и капитан армии США Джозеф Блокер (Кристиан Бэйл), который всю свою жизнь сражался с индейцами и ненавидел их всем своим сердцем. Теперь же ему предстоит конвоировать вождя шайенов и всю его семью из тюрьмы Нью-Мексико в Монтану, чтобы смертельно больной вождь мог упокоиться в земле своих предков. Путь лежит через бескрайние прерии, населённые воинственными и жестокими индейцами племени команчей и всевозможными преступниками, ни во что не ставящими человеческую жизнь. Отряд натыкается на сожжённую ферму и находит обезумевшую от горя Розали Куэйд (Розамунд Пайк), у которой команчи на глазах убили всю семью, включая новорожденного сына. Приходится взять её с собой.

Путь Блокера усеян трупами и обильно полит кровью, но долг велит выполнить приказ во что бы то ни стало, а значит придётся объединиться со своим врагом, пересмотрев в конечном итоге свое отношение к жизни.

Скотт Купер далёк от романтизации фронтира, где комиксовые герои в стильных джинсах и стильных ковбойских шляпах стильно стреляют из пятисотзарядных кольтов, под корень выкашивая злобных дикарей, мешающих белым поселенцам строить новую мирную жизнь. Далёк он и от постмодернистских заигрываний с историей, когда белые и афроамериканские антигерои противостоят таким же белым и афроамериканским негодяям, а о геноциде коренного населения не упоминается. Не испытывает он и рефлексии по поводу невинно убиенных индейцев, как это принято в условиях победившей толерантности. В этом отношении фильм близок к классическим вестернам Джона Форда. Мы видим те же дикие места, пыль, грязь, очерствевшие души, жестокость чуждого мира и безысходность существования. А вместе с ними стойкость, силу духа и способность к возрождению даже в самой безысходной ситуации, то есть именно то, чем жанр вестерна и брал людей за душу.

Индейцы у Купера вовсе не жертвы. Они кровожадны и беспощадны. Шайены, которых конвоирует Блокер, не испытывают иллюзий по поводу того, как с ними обойдутся команчи, когда нападут на отряд. А в том, что они нападут, никто не сомневаются. Но и белые люди ничем не лучше. Блокер всю жизнь считал индейцев злобными дикарями. Ему безразлично, вождь перед ним, женщина или ребенок. Для него они все – ядовитые змеи, которых надо придушить, пока они не укусили. По нынешним меркам жестокость и тех, и других зашкаливает. Скотта Купера уже обвинили в излишнем насилии. На что он ответил, что ещё смягчил сцену нападения на ферму, пощадив зрителей: на самом деле всё было гораздо жёстче. Две системы мировоззрения белых переселенцев и коренных американцев по сути не отличаются друг от друга: все вокруг враги («Hostile» в переводе означает «враждебность»), убей, пока не убили тебя. Американское государство, встретив отпор своей колонизационной политике, принялось планомерно уничтожать индейцев, направляя и поддерживая любое проявление нетерпимости к чуждому укладу жизни и образу мышления. Фильм Купера о насилии, превращённом в систему. Но это ещё и фильм о возможности противостояния человека системе.

Нет, речь не идет о борьбе правозащитников за права коренного населения, хотя в фильме есть персонажи, высказывающие мысль о том, что уничтожение индейцев – это дикая несправедливость (весьма смелое по тем временам суждение). Речь о том, что человек, оставаясь в рамках мировоззрения своей системы и не предавая своих людей, может понять и принять представителя другой системы, который так же не меняет своего мировоззрения. Уже не враги, просто недруги. А после смерти одного, другой понимает, что его будет не хватать.

Путь морального перерождения предстоит и Розали, отчаявшейся и озлобившейся. Но в конце фильма, кажется, забрезжит свет надежды и для неё, и для всей нации в целом. Сердечность побеждает ненависть, хоть мы и понимаем, что это не надолго.

Фильм великолепно снят, пейзажи необыкновенно чувственны, тем контрастнее выглядит очерствелость людских душ. Кристиан Бэйл, сдержанный, но кипящий внутри, олицетворяет настоящую мужественность. Он заслуживает номинации на «Оскар», жаль, что этого не случилось. И роль Розамунд Пайк некоторые критики уже назвали лучшей в её карьере. Однако фильм может оттолкнуть чрезмерной жестокостью и насилием, а также своим хронометражем. Эта жёсткая и мрачная психологическая драма в стиле вестерна идёт два с лишним часа, и действие развивается очень неспешно, но нюансы актёрской игры здесь важнее собственно экшена.

Галина Полякова

В кинотеатрах с 15 февраля
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 258 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio