ПАССАЖИР (THE COMMUTER)
2018, Великобритания-Франция-США, 105 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма, детектив
Режиссёр: Жаума Кольет-Серра
В ролях: Лиам Нисон, Вера Фармига, Патрик Уилсон, Джонатан Бэнкс, Сэм Нил, Элизабет МакГоверн, Киллиан Скотт
У немолодого страховщика Майкла МакКоли день не задался – его внезапно уволили, а на плечах ипотека, сын-абитуриент и весьма туманные перспективы начать новую жизнь, когда тебе стукнуло 60. Внезапно в поезде с ним заговаривает таинственная женщина, которая представляется Джоанной и предлагает ему престранную сделку – он может получить 100 тысяч долларов, но для этого Майкл должен найти в поезде одного пассажира, который отличается от всех остальных. Правда, о нём известно лишь, что у него есть сумка, он откликается на имя Прин и должен выйти на конечной станции. Обрадованный внезапно свалившимся на него кушем, Майкл, вспоминает своё прошлое, когда он был копом, и соглашается принять участие в этой затее, ещё не зная, что на кону стоит человеческая жизнь, и не только загадочного Прина, но и членов его собственной семьи.
Режиссёр каталонского происхождения Жауме Кольет-Серра давно славится тем, что снимает крепкое среднее, но очень качественное кино без претензий, которому не светит слава «Оскаров» или рекордных сборов, но вечерок-другой оно способно скрасить. «Пассажир» – уже четвёртый фильм Кольет-Серра с участием Нисона, продолжающий ковать из него экшн-героя, несмотря на возраст. Фильм получился заметно проще, чем «Неизвестный», но получше, чем «Воздушный маршал», хотя благоглупостей в «Пассажире» тоже хоть отбавляй. Режиссёр начинает строить действие почти безупречно – начало навевает приятные сравнения чуть ли не с хичкоковскими сюжетами, развитие идёт плавно и уверенно, как всегда у Серра всё в порядке с динамикой и темпоритмом. Но чем ближе картина двигается к финалу, тем больше вылезает откровенных надуманностей, неправдоподобных сюжетных ходов и лишних (а также довольно неважно прорисованных цифровым способом) спецэффектных сцен. Не стоит портить сюрпризы, описывая, что же именно авторы тут наворотили, но с тех самых пор, как постепенно раскрывается роль загадочного Прина в сюжете, обильные натяжки и рояли в кустах лезут в геометрической прогрессии.
Тем не менее, постановщик все равно находится в своей форме – даже при таком непродуманном и поверхностно обрисованном сюжете, страдающем от несерьёзности, Серра держит внимание зрителя и предлагает просто развлекаться, напрочь отключив голову и не утруждая себя размышлениями на тему «что тут, как, и зачем». Образ главного героя тоже вышел не таким плоским, как ожидалось – МакКоли это не престарелый неубиваемый супермен, а вспомнивший свои навыки профи, который задумывается о равноценности собственного благополучия и важности чужой жизни. Так что «Пассажира», конечно, сложно назвать одним из самых драйвовых фильмов режиссёра, да и для многократного пересмотра он вряд ли сгодится, но это именно то кино для пятничного вечера, когда хочется отдохнуть от всего и врубить что-то такое немудрящее «под пиво и чипсы» («25-й кадр» ни в коем случае не рекламирует пиво и чипсы как непременную часть пятничного отдыха, – прим. ред.).
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 8 марта