Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Тренер
Автор: Геннадий ГусевДата: 23.04.2018 06:51
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ТРЕНЕР
Жанр: спортивный, драма
2018, Россия, 138 мин.
Режиссёр: Данила Козловский
В ролях: Данила Козловский, Ирина Горбачёва, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева, Виктор Вержбицкий



Жанр спортивной драмы востребован на Западе. Всем нам хорошо известны «Гол!» и «Невидимая сторона», «Каждое воскресенье» и «Человек, который изменил всё», «Рокки» и «Хулиганы». Любили подобные фильмы и в СССР. Когда-то страна засматривалась «Вратарём» (1936), «Запасным игроком» (1954), «Жребием» (1974) и другими постановками отечественного кинематографа. В последние годы наблюдается возрождение интереса к теме. Такие ленты, как «Легенда №17» и «Движение вверх» не только принесли значительную прибыль своим создателям, но и получили положительные отзывы в СМИ. Снискать славу на ниве духоподъёмного кино решил Данила Козловский, для которого «Тренер», рассказывающий о возглавившем провинциальный клуб «Метеор» бывшем лидере московского «Спартака» Юрии Столешникове, стал режиссёрским дебютом.

Продюсером проекта выступил Леонид Верещагин, на счету которого значатся вышеназванные «Легенда №17» и «Движение вверх». В центре внимания этих фильмов находятся истории небывалого успеха, побед, случившихся вопреки всем обстоятельствам. Но если подробности жизни Валерия Харламова и невероятного триумфа советской баскетбольной сборной на мюнхенской Олимпиаде 1972 года неплохо знакомы болельщикам со стажем, то в основе картины Козловского лежит полностью оригинальная история.

Козловский использует в своём рассказе стандартные приёмы: в «Тренере» присутствуют и романтическая линия (Столешников + врач-реабилитолог «Метеора» Варя), и драматическая «отец-сын», и стандартные для лент подобного толка воодушевляющие речи (впрочем, на этот раз обошлось без излишней патетики), и моменты неожиданных спасений в самый последний момент. Разнообразные клише немного разбавляются представлением российского быта, как известно, сурового и беспощадного. Разумеется, до трагизма и безысходности Балабанова «Тренер» не скатывается, но чиновники тут запросто берут взятки, действующие спортсмены играют на тотализаторе и выпивают, а функционеры плетут подковёрные игры. Вскользь упоминаются ключевые проблемы детского футбола и системы российского спорта в целом.

Такой подход может вызвать удивление, только если не знать, как ответственно подошёл к своей работе Козловский. В качестве консультантов и актёров массовки на проекте были задействованы известные в прошлом профессиональные футболисты: Дмитрий Сычёв, Алан Гатагов, Евгений Савин и другие. В крохотных ролях появляются популярные комментаторы канала «Матч ТВ». А бывший главный тренер московского ЦСКА и английского «Халла» Леонид Слуцкий оказал Козловскому неоценимую помощь, раскрыв несколько важных секретов внутренней кухни. Основательность, с которой актёр подошёл к своей первой работе в качестве постановщика, действительно чувствуется.

Сюжет не блещет оригинальностью. Столешников, которого играет сам Козловский, получает не слишком радушный приём в новой команде. Состав «Метеора» не проникается уважением к завершившему скандальным образом карьеру игрока (футболист смазал решающий пенальти и был удалён за неспортивное поведение в решающем матче сборной) начинающему тренеру. Более того, очень скоро новый наставник становится объектом жестоких шуток и издевательств со стороны своих подопечных. Но протагонист должен объединить вокруг себя разношёрстную команду.

За взаимоотношениями Столешникова с футболистами небезынтересно наблюдать, но в ходе развития событий регулярно обнаруживаются рояли в кустах: то несчастье в жизни одного из героев «очень удачно» совпадает с происходящим в команде раздраем, катализируя, таким образом, направление основной истории, то в решающем матче сезона отважным спасителем окажется тот, на кого почти никто не ставил. Сам футбол снят добротно, но ничего поражающего от сцен матчей «Метеора» ждать не стоит. Злоупотребление крупными планами и быстрая смена кадров очевидно призваны скрыть не самый впечатляющий бюджет полотна. Известно, что режиссёр раздумывал над приглашением для съёмок самого футбола британцев, ответственных за многие ролики Nike и английской Премьер-лиги, но планы так и остались планами.

Из актёрского состава выделяются Ирина Горбачёва и Виктор Вержбицкий, роли у которых в «Тренере», правда, совсем небольшие. Звезда «Аритмии» играет занимающуюся управлением жизни «Метеора» дочь фактического владельца команды – мэра Новороссийска. В градоначальника же перевоплощается Народный артист России. Данила Козловский в центральном образе берёт, главным образом, харизмой, а Ольге Зуевой – подруге режиссёра в реальной жизни, ставшей объектом любви и его героя в киноленте – почти нечего играть.

«Тренер» – типичный продукт своего времени. И пусть фильм выполнен со знанием дела, все правила мейнстримного кино довольно точно соблюдены, не самая уверенная режиссура (кажется, автор хотел объять необъятное) портит впечатление от красивой, но не трогающей за душу истории сбитого лётчика, великолепного в прошлом бомбардира, нашедшего своё счастье в уютном южном городе на побережье Чёрного моря. В противовес судьбе Юрия Столешникова «тренера» из Козловского пока не получилось: то ли шапка не по Сеньке, то ли необходимая «лицензия» ещё не получена.

Геннадий Гусев

В кинотеатрах с 19 апреля
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 440 гость(ей) : Кирилл Банницин
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio