КОНЧЕНАЯ (TERMINAL)
2018, Ирландия-Великобритания-Гонконг-Венгрия-США, 95 мин.
Жанр: стилизованный криминальный триллер
Режиссёр: Вон Стайн
В ролях: Марго Робби, Саймон Пегг, Декстер Флетчер, Макс Айронс, Майк Майерс
Неназванный город. Цокающие каблучки. Закадровый женский голос. Исповедальня. Расфуфыренная femme fatale Энни с обжигающе целеустремленным взглядом, вызывающе красной помадой на чувственных губах и демонической ухмылкой, закуривая сигаретку, просит прощения у святого отца, ибо согрешила. Покуда раковая палочка роковой девицы нежно тлеет, а оператор воодушевленно одаривает зрителя чередующимися крупными и сверхкрупными планами Марго Робби, подчеркивающими убийственную фатальность героини, выясняется, что девушка здесь вовсе не для того, чтобы покаяться. Да и за стеной кабинки – отнюдь не слуга господень, а таинственный криминальный босс, Мистер Франклин, с которым красотка заключила некий договор: если ей удастся разобраться с местными киллерами, последующие контракты будут принадлежать исключительно её персоне. Меж тем, где-то неподалеку, на конечной станции ночного сабвея затесался с виду непримечательный учитель английского языка с суицидальными наклонностями. Ему, как и незадачливым наёмникам, ещё предстоит исполнить свою роль в спланированной игре под названием «Энни против всех», потому как истинные намерения сексапильной дамочки не так просты, как кажется на первый взгляд.
Если у дебютирующего в полном метре Вона Стайна в голове и есть демоны, то все они неоновые. В «Конченой» кадр сочится отменным чувством стиля, ведь в этом неонуаре собрано всё то, за что мы любим картины подобного толка: мигающие неоновые вывески прогнившего коррумпированного мегаполиса, долбанутая, отталкивающе-притягательная оторва с железной мотивацией вести опасные игры, наезды/отъезды камеры, акцентирующие внимание на пропитанной мрачностью атмосфере, непременные голландские углы, плохие девочки в чулках на подвязках, плохие мальчики с пушками наперевес, чёрный британский юмор, диалоговые сцены в духе Тарантино. Вообще, Стайн моментами небезуспешно пытается в ранних Квентина, Гая Ричи и, учитывая выдержанную стилистику, «Город грехов» Роберта Родригеса, с оговоркой, что ему ещё надо поднатореть, понюхать пороху, чтобы обрести маститость прославленных киноделов. Всё-таки начинающий режиссёр ещё не нащупал те магические верёвочки, за которые нужно дёргать, чтобы публика испытала вожделенный катарсис. Особенно резко это ощущается в контексте сюжетной интриги, козырей в колоде твистов и диалогового остроумия. К тому же, неоднократные отсылочки к причудливой «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, призванные добавить веса незамысловатой истории, выглядят совсем необязательными.
Обречённая запечатлевать нескончаемые потёмки, разбавленные лучами агрессивных неонов, камера Кристофера Росса буквально боготворит игривую Марго Робби, что продолжает безбожно харликуиннствовать и дальше. Её экранное перевоплощение в «Конченой» – сплошной сексплотейшн; вот Марго – официанточка, а в следующий миг – стриптизёрша, а затем – медсестра. Кажется, будто актриса решила сыграть в ролевые игры со смотрящим, и противиться этому совсем не охота. В итоге её Энни – atomic blonde курильщика, но здесь это даже в плюс. Проблема в том, что, поместив безбашенную дебоширку в центр повествования, Стайну самому не хватило знаменитого британского хулиганства, коим следовало вдарить по зрителю. Чтоб без компромиссов, чтоб какой-никакой сенсацией стать, ведь предпосылочки-то были. Его, безусловно, запоминающийся дебют – нарочито театрализован, и здешние локации создают сценографический эффект, поэтому действо приобретает приглушённую опереточность. Вероятно, это позволяет говорить о какой-то концептуальности, но скрыть очевидные промахи ей всё равно не по силам. Впрочем, авансом попытка Стайна угодить в высшую кинематографическую лигу скорей засчитывается, чем нет. Но только авансом.
Тёмный коридор. Киллбилловский свист. Медсестринский халат. Орбитокласт у глаза. Кому-то самое время отправиться в Страну чудес. Чудес, правда, не сыскать, ведь холоднокровная вендетта на поверку оказывается не столь изобретательной, как её пытаются выдать. Зато благодаря нуарной эстетике, чуть ли не комиксовой, изобилующей эффектными шаржами, кадрами-иллюстрациями и всякими ретро-вещицами наблюдать за кончеными выходками очаровательной Марго совсем не больно. Более того, «Конченая» окажет приятное воздействие на тех, кто восхищается главной звездой ленты и в супермаркете выбирает малознакомую продукцию по красивой обертке. Значит, господа, вы любите стильные вещи, и не так уж важно, что там внутри.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 17 мая