ВО ВЛАСТИ СТИХИИ (ADRIFT)
2018, США, 96 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма, мелодрама, приключения
Режиссёр: Бальтасар Кормакур
В ролях: Сэм Клафлин, Шейлин Вудли, Грэйс Палмер, Джеффри Томас, Тэми Эшкрафт
Поджанр survival movie вещь довольно консервативная, и рассказать в нём что-то новое, при этом стараясь одновременно увлечь зрителя и держать его в нужном психологическом напряжении, задача не из легких. К сожалению, исландский режиссёр Бальтасар Кормакур, обожающий рассказывать истории о силе человеческого духа («Эверест», «Пучина») и решивший поведать миру реальный случай, приключившийся в 1983 году с Тэми Эшкрафт, больших успехов в данной картине не достиг.
Итак, американская странница Тэми приезжает на Таити, где в её поле зрения попадает британец Ричард, который путешествует на собственной яхте. Они быстро распознают друг в друге родственные души, и вот Ричард предлагает девушке отправиться с ним в кругосветное плавание. Но их планы нарушает внезапная встреча с давними знакомыми Ричарда, которые за хорошее вознаграждение просят его перегнать их яхту в Калифорнию. Ричард соглашается, но в пути они с Тэми попадают в жуткий ураган, в результате чего яхта теряет управление, а мужчина получает серьёзные ранения. И теперь вся надежда на спасение находится в хрупких руках неопытной Тэми…
Желая сделать нелинейное повествование и смешав флешбэки из знакомства персонажей и развития их отношений со сценами выживания на дрейфующей побитой лодке, Кормакур в итоге не добился накала страстей, а смешал два занудства, причём самым пресным образом. Романтические сопли и прочие «пуси-мусничества» хочется сразу же отодвинуть в сторону – всё это, занимающее 75% фильма, совершенно не трогает, поскольку состоит из дежурных фраз, затасканных клише и неубедительных слезливых эпизодов, вызывающих малоприятное ощущение, будто Кормакур экранизирует Николаса Спаркса. Вместо того, чтобы рассказать историю о людях, «за отношения которых переживаешь больше, чем за свои», наполнив её саспенсом, эмоциональным накалом, подлинным драматизмом и настоящим страхом перед разгулявшейся бурей, режиссёр словно сам неспешно дрейфует на лодке рядышком, снимая их быт отстранённо, скучно и безжизненно. В связи с этим локализованное название «Во власти стихии» выглядит иронией – какая стихия, какая власть, если персонажи тупо дрейфуют в течение почти всей картины? Даже сама сцена урагана кульминацией не становится – поскольку она мало того что снята на фоне весьма среднего хромакея, так ещё и постоянно дробится монтажом, вклинивающим сопливые флешбэки в те места, которые ни в коем случае не должны разрушать нарастающее напряжение зрителя.
Кормакур не уделяет особого внимания и правдоподобию в создании образа самой героини – она легко справляется с оборудованием, превосходно чинит всё, что можно починить, клеит дыры на борту скотчем (лодочка, не болей), да и вообще с самого начала словно не нуждается ни в чьей помощи. Другую часть экранного времени она проводит в горизонтальном положении, изредка кушая оставшиеся консервы и погружаясь в те же самые опостылевшие романтические грёзы и воспоминания. В итоге эта манера рассказа вводит в состояние не гипнотичности, а банального анабиоза, в котором будто находились все – сценаристы, режиссёр, композитор, монтажёр, в том числе и шикарный оператор Роберт Ричардсон, выдавший здесь пару красивых, но в целом весьма банальных кадров, не проявив никаких чудес визуального креатива. И даже финальный финт, который мог превратить эту откровенно девчачью мелодраму в по-настоящему грустную и трагическую историю, использован постановщиком вскользь, будто невзначай и без придания ему должного акцента. А ведь именно этот ход мог сработать как очень важный инструмент в демонстрации того, что по-настоящему помогло Тэми выживать в открытом море все эти долгие дни и ночи. Особенно обидно, что хорошая актриса Шейлин Вудли по-настоящему старалась и делала всё от себя зависящее, чтобы придать персонажу Тэми жизнеспособность и реалистичный объём, хотя была всячески скована сценарными рамками и тривиальными репликами. И именно за её игру рука не поднимается поставить оценку ниже, хотя порой очень хотелось.
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 28 июня