АПГРЕЙД (UPGRADE)
2018, Австралия, 100 мин.
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Режиссёр: Ли Уоннелл
В ролях: Логан Маршалл-Грин, Мелани Валльехо, Стив Даниелсен, Эбби Краден, Харрисон Гилбертсон, Бенедикт Харди
Один из главных идейных вдохновителей франшиз «Пила» и «Астрал», австралийский сценарист и продюсер Ли Уоннелл, во второй раз пробует себя на режиссёрском поприще. И если о первом его опыте, попытке собственноручно реанимировать созданную им же вселенную с помощью «Астрала 3», вспоминать не очень хочется, то на новом творении, успешно миновавшем российские кинотеатры, стоит остановиться подробнее. Сюжет технотриллера «Апгрейд» крутится вокруг талантливого механика Грэя, который в эпоху гиперболизированного развития искусственного интеллекта предпочитает работать исключительно своими руками. Целыми днями ковыряясь в моторах олдскульных автомобилей, герой затем продаёт их обеспеченным клиентам, пока его жена трудится на какого-то технологического гиганта и ездит исключительно на беспилотном транспорте.
Но в один не очень хороший день по традиции жанра всё меняется: по дороге домой на Грэя с супругой нападают головорезы, её убивают, а ему стреляют в позвоночник, превращая в обездвиженного инвалида. В реальной жизни на этом можно было закончить – герой наверняка бы до конца дней просидел в инвалидном кресле, но во вселенной «Апгрейда» ему на помощь приходит один из состоятельных клиентов. Гений цифровых технологий Эрон предлагает выход из ситуации – свою экспериментальную разработку Stem, многофункциональный чип, вживляемый в спинной мозг и способный вернуть организму утраченные возможности. Правда, по совместительству носителю добавляются и новые навыки, но об этом Грею ещё предстоит узнать в дальнейшем.
Ли Уоннелл по факту не создаёт чего-то инновационного – просто добавляет в классическую (как кажется долгое время) историю о мести немного киберпанка, хорошего безумия и качественно реализованного насилия. Однако за внешней сюжетной топорностью – и это тоже одна из обманок фильма – скрывается хорошая попытка поразмышлять над реальными последствиями интеграции человеческого организма с искусственным интеллектом, априори наделяемым большими возможностями, чем его биологический носитель. Грэй, человек исключительно аналогового мира, по своему мировоззрению оказывается наиболее уязвим к встрече с технологией нового уровня, способной решить старые и добавить новые проблемы (чтобы затем тоже их решить). Тем более что Уоннелл благоразумно (в том числе и по бюджетным соображениям) решает поместить действие в будущее не такое уж и отдалённое, представляя зрителю просто завтрашний день. Узнаваемые повседневные черты с добавлением большего числа обвешенных панелями электрокаров и вездесущих дронов с бонусом в виде биомеханики с её вживлённым прямо в руку автоматическим оружием, визорами в зрачках и проводами, оплетающими внутренние органы.
Раскачиваясь добрую треть действия, «Апгрейд» затем начинает стремительно набирать обороты, несясь навстречу развязке и постоянно находясь в шаге от того, чтобы полностью не съехать с рельс. Фильм, поначалу казавшийся крепким малобюджетным триллером, постепенно превращается в настоящий сай-фай хоррор, достаточно долго прятавшийся за спинами, как и истинный антагонист повествования, чтобы своим появлением произвести нужный эффект. И Уоннелл вместе с исполнителем главной роли Логаном Маршаллом-Грином прилагают для этого максимальные усилия, делая Грэя ощутимо неестественным в своих пространственных перемещениях – работают над угловатой походкой, ракурсами камеры и ускорением во время экшена. Всё это, чтобы постепенно абстрагировать персонажа от его первоначального существования, переместить из аналогового мира, где он сам себе хозяин, в мир цифровой, условия которого диктует кто-то более умный и, что самое главное, более безжалостный и хладнокровный.
К счастью, несмотря на имеющиеся возможности поразмышлять на выбранную тематику, Уоннелл решает не брать на себя слишком много задач, обходясь без пресловутого «второго дна» и ненужного философствования. В его картине всё оказывается куда проще и лаконичнее, чем предпочли бы многие, и в некоторые особенно безумные (и даже по-своему забавные) моменты может показаться, что австралиец и вовсе снимает свой стёбный ремейк, простите, ещё не вышедшего «Венома». Дешёвая версия Тома Харди начинает слышать у себя в голове чей-то голос и временами теряет контроль над собственным телом, причиняя окружающим фатальные увечья с помощью невесть откуда взявшихся навыков и сил. Однако что бы там не приходило в голову при просмотре, «Апгрейд» в первую очередь оказывается весьма своевременным киберпанковским высказыванием, своим технологическим наполнением приходящийся как нельзя кстати в мире, где на дорогах всё чаще появляются беспилотные машины, умные дома стремятся сделать жизнь своих обитателей проще и Siri может быть остроумнее самого владельца айфона. А злодеи, расправляющиеся с противником с помощью убийственного чихания – это всё второстепенно, как бы дико при этом не звучало.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 22 ноября