НА БЕРЕГУ (ON CHESIL BEACH)
2017, Великобритания, 110 мин.
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Доминик Кук
В ролях: Билли Хоул, Сирша Ронан, Расмус Хардайкер, Энн-Мэри Дафф, Эдриан Скарборо
Англия, лето 1962-го. Молодожёны Эдвард, студент-историк, и Флоренс, скрипачка из квартета, проводят первый день своего медового месяца в отеле на берегу Чизил-бич. Кажется, они влюблены, радостны, молоды, и потому готовы наслаждаться совместным счастьем ещё очень долгое время. Вот только они совершенно неопытны в сексуальном плане, и если Эдвард изнемогает от желания, то Флоренс не испытывает перед будущей интимной близостью ничего, кроме отвращения, что от своего новоиспечённого мужа она всячески старается скрыть. Но этот момент невозможно оттягивать, и начало половой жизни станет для них концом отношений.
Каждый раз, когда речь заходит об экранизации хорошего литературного произведения, да ещё и удостоенного, либо номинированного на престижнейшие литературные награды (в данном случае одноимённого романа Иэна Макьюэна, номинанта Букеровской премии), в прессе часто звучала фраза, что конечный результат ожидается с опаской. Это справедливое утверждение связано с тем фактом, что хороший писатель редко задумывается о потенциальном переносе своей книги на экран и потому стремится рассказать историю теми способами, какие превосходно ложатся в плоскость литературную, но не кинематографическую, с чем могут справиться только очень тонкие и сильные постановщики. Экранизировать композиционно довольно непростой и камерный (несмотря на флэшбеки) роман Макьюэна хотел ещё Сэм Мендес в 2010 году, выбрав в качестве исполнительницы главной роли Кэри Маллиган. Увы, Мендес быстро выпал из проекта ввиду занятости над боевиком «Координаты “Скайфолл”» и работа над фильмом повисла в воздухе. В 2011 году за экранизацию решил взяться Майк Ньюэлл, но тоже не срослось, в итоге съёмки «На берегу» стартовали лишь в 2016-м, а кресло постановщика досталось театральному режиссёру Доминику Куку, что стало его дебютом в игровом полнометражном кино. Справился ли он? Ну, как сказать…
Несмотря на то, что сценарий фильма написал сам Макьюэн, грамотно перенести на экран историю, в которой парень с девушкой по большей части сидят в номере отеля и боятся переспать друг с другом, да ещё и удержать этим зрительское внимание, оказалось задачей не из лёгких даже для него. Понятно, что многочисленные флэшбеки, призванные рассказать о знакомстве и сближении Флоренс и Эдварда, необходимы, и как-то иначе внедрить их в основную линию, не нарушая общей композиции, довольно сложно. Но если на страницах это было аккуратно и естественно, то в фильме «лирические отступления» постоянно выбивают из ритма и не позволяют зрителю прочувствовать то психологическое напряжение, которое царило между персонажами и вот-вот должно было прорваться наружу. Кук словно нарочно делает всё наоборот, постоянно выбирая неверные режиссёрские приемы вплоть до общего настроения, которое у него постоянно слишком приподнятое и весёлое, чуть ли не комическое, включая саундтрек. Подход к материалу у него ощутимо сценический – актёры зачастую ведут себя, словно находятся на сцене и как-то не шибко ярко взаимодействуют друг с другом, играя неплохо, но не более. Кук никак не может добиться того важного ощущения интимности между героями, создать вокруг них особый мир, состоящий из нежности, страха, неловкости и того странного чувства, когда Флоренс и Эдвард внезапно осознают, что они не до конца уверены, любят ли друг друга. Вместо этого есть лишь красочный конспект книги с очень красивой картинкой, шикарными английскими пейзажами и добротной атмосферой эпохи, напоминающий скорее лёгкую мелодраму о шестидесятниках, нежели полноценную драму молодых влюбленных, лишившихся личного счастья из-за ряда условностей.
И если характер Эдварда ещё понятен, то фригидность Флоренс объяснена невнятно, ну разве что ее страсть к музыке можно воспринять как проявление заложенной где-то глубоко внутри и подавленной чувственности. Особенно филигранно должен был сработать финал, но здесь авторы картины полностью показали свою неспособность к кинематографическим тонкостям. Они зачем-то понесли грубую отсебятину с обилием разжёвывающих происходящее реплик и спорных моментов, прежде всего это касается скверно поставленной финальной сцены с паршивым возрастным гримом и дешёвыми соплями. И только самый-самый последний кадр, снятый очень красиво и по-настоящему изящно, напоминает, что это была история впустую прожитой жизни, когда обоим просто немного не хватило терпения, взаимопонимания и поддержки для преодоления трудностей и собственных предрассудков. А вовсе не рассказ о том, как фригидная девушка устроила истерику из-за преждевременной эякуляции, раздув из мухи слона.
Антон Смирнов