ЗВЕЗДА РОДИЛАСЬ (A STAR IS BORN)
2018, США, 135 мин.
Жанр: биография, музыкальный, мелодрама
Режиссёр: Брэдли Купер
В ролях: Леди Гага, Брэдли Купер, Дэйв Шаппелл, Сэм Эллиотт
История кино знает немало примеров, когда популярные актёры решались попробовать себя по другую сторону камеры. Были среди числа таковых как удачные примеры (Джордж Клуни, Клинт Иствуд, Бен Аффлек, Такеши Китано), так и не очень (Том Хэнкс, Джек Николсон, Константин Хабенский, Томми Ли Джонс). Неизвестно, в какую группу попадёт Брэдли Купер, снявший свой первый фильм в качестве постановщика.
Режиссёрский дебют актёра – ремейк одноимённой голливудской картины 1937 года. Однако «Звезда родилась» примечательна не только этим, но и тем, что в мелодраме свою первую главную роль в большом кино сыграла Стефани Джерманотта, более известная под сценическим псевдонимом Леди Гага. Новая лента – не первая попытка переосмысления постановки Джека Конуэйя и Уильяма А. Уэллмена. В 1954 году свет увидела работа обладателя «Оскара» за мюзикл «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора, а в 1976 году был выпущен фильм при участии Барбры Стрейзанд.
В свежей версии, над текстом которой вместе с автором поработали заслуженный драматург Эрик Рот («Форрест Гамп», сериал «Карточный домик») и менее опытный Уилл Феттерс («Помни меня», «Лучшее во мне»), речь идёт о переживающем не лучший момент в карьере кантри-певце Джексоне Мэйне, чью роль исполнил сам Купер. Когда совершенно случайно он знакомится с начинающей певицей Элли (Леди Гага), жизнь его вроде бы налаживается. Но обретя любовь, артист – алкоголик и наркоман со стажем – вопреки всему ещё глубже опускается на дно.
Схематически «Звезда родилась» – прямой наследник непримечательных, но обаятельных романтических фильмов с запоминающимися музыкальными номерами. Можно вспомнить «Бриолин» Рэндала Клайзера, «Лак для волос» Адама Шенкмана или «Славу» Кевина Танчароэна. При всех стилистических различиях полотно Брэдли Купера вполне можно сравнить с этими фильмами. Однако содержательно работа новоиспечённого режиссёра заметно отличается от лёгких историй его предшественников.
Купер исследует борьбу нового со старым и женского с мужским, взаимоотношения отцов и детей, важность судьбы в жизни человека. Кинолента пытается рассуждать о возможности сосуществования в рамках одной системы догматизма и сомнения, любви и ненависти, привязанности к близким и необходимости следовать за мечтой. К сожалению, попытки так и остаются попытками. И пусть удача иногда улыбается режиссёру (хороша линия Мэйна и его старшего брата Бобби – в ней чувствуется глубина и столь необходимая мелодраме искренность), большинство сюжетных поворотов выглядят искусственными и натянутыми. Например, одна из финальных сцен, которая должна была стать мощной эмоциональной развязкой, теряет большую часть своей выразительности, когда в предшествующем ей эпизоде персонаж Купера делает «неожиданное» признание.
С другой стороны, картина не пытается казаться чем-то большим, чем она является на самом деле. Поместив в центр повествования отношения Джексона и Элли, создатели не прогадали. Леди Гага органична в образе вытянувший счастливый билет харизматичной простушки из глубинки, а в отношениях заглавных героев нельзя не заметить пресловутую «химию». Отличны музыкальные композиции, которые актёры исполняли на съёмочной площадке самостоятельно, без фонограммы. Все песни профессионально написаны и проникновенно исполнены, даром что иногда балансируют между пошлой поделкой и по-настоящему талантливым произведением.
Первый блин не оказался для Брэдли Купера комом, но и не убедил в безусловном режиссёрском даровании актёра. Четвёртая по счёту версия фильма, которому в прошлом году исполнилось восемьдесят лет, получилась хорошей, но прямолинейной историей любви, сдобренной качественными треками и заключающей в себе больший потенциал, чем тот, который удалось раскрыть звезде «Мальчишника в Вегасе». Особенно лента может понравиться юным зрительницам, а также поклонникам Леди Гаги или Тима Макгро и Вилли Нельсона.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 4 октября