ЭКСТАЗ (CLIMAX)
2018, Франция, 95 мин.
Жанр: мюзикл, драма
Режиссёр: Гаспар Ноэ
В ролях: София Бутелла, Сухейла Якуб, Ромен Гийермик, Смайл Кидди
Гаспар Ноэ – фигура для современного европейского кинематографа знаковая. Не обладая талантом своих ровесников Алена Гироди и Арно Деплешена, автор «Необратимости» и «Входа в пустоту», тем не менее, снискал большую славу. Во многом репутация постановщика – плод его нежной привязанности к жанру эксплотейшн. Многие критики называли француза аргентинского происхождения бессовестным конъюнктурщиком, обвиняя его ленты во вторичности и безыскусности. А вышедшая в 2015 году скандальная, местами порнографическая «Любовь» и вовсе получила рекордно низкие рейтинги. Доказать неправоту акул пера Ноэ решил при помощи «Экстаза» – картины, повествующей об одной ночи из жизни готовящейся к гастролям по США танцевальной труппы.
Уже в первых кадрах фильма мы видим метафорическую сцену с окровавленной девушкой, сменяющуюся псевдодокументальными кадрами интервью с героями истории. Вступлением кинематографист словно бы делает реверанс (пусть и не самый, надо признать, изящный) в сторону классиков артхауса. Затем мы перемещаемся в закрытое помещение, где происходит репетиция команды единомышленников. Наблюдая в течение нескольких минут под одиозную композицию Cerrone «Supernature» за виртуозно поставленным и профессионально снятым танцем, кажется, что нет в мире никого прекраснее этих людей. Ещё не предполагая, какие демоны притаились в их душах, но уже предчувствуя что-то нехорошее, посредством убедительного аудиовизуального ряда (Ноэ вдохновлялся драматическим произведением Ули Эделя «Я Кристина») Сельва (София Бутелла) и остальные вызывают наши симпатии.
Но очень скоро всё переворачивается с ног на голову (к слову, этот приём автор интерпретирует буквально, когда в одном из музыкальных отступлений персонажи фильма будто бы теряют всякую связь с гравитацией и демонстрируют свои замысловатые па на «потолке»). Злоупотребляя съёмками одним планом, всячески «издеваясь» над камерой (оператором на проекте выступил давний соратник постановщика Бенуа Деби), жёстко работая с цветовой палитрой, Ноэ приближает своё творение к реальному наркотическому трипу, а персонажей максимально отдаляет от зрителя.
Создатель «Одного против всех» всегда тяготел к фрикам – «Экстаз», хоть и не стал в этом смысле рекордсменом, но найти героя, которого можно было бы назвать обычным, тут нелегко. Среди ярких персонажей симпатии публики могут склонится к Сельве. Это обусловлено, главным образом, сюжетно, но, возможно, сказывается и то, что Бутелла – самая узнаваемая актриса постановки (на самом деле в «Экстазе» лишь два профессиональных актёра, остальные – танцоры, среди которых внимательный зритель обнаружит уроженку Сибири под звучным псевдонимом Шерлин Темпл).
Перетасовывая вог, диско, твёрк и вакинг, известные музыкальные хиты 80-х и 90-х, сангрию и ЛСД, хаос и эйфорию, любовь и секс, кровь и сперму, Ноэ ведёт впавших в агонию танцоров по освещённому красным неоном узкому коридору. Путь этот оказывается дорогой в никуда, тропой в сотканный из людских изъянов кромешный ад, где нет места искренности, добру и чистоте, а наступающий рассвет обязательно принесёт осознание неотвратимости совершённых ночью ошибок.
Исступление оборачивается печальными последствиями, а внешний мир, так и остающийся всё время где-то вне поля нашего зрения, почти никак не реагирует на бесчинства вошедших в кураж людей. В результате работа склонного к рефлексии режиссёра оказывается не только топорным фильмом о вреде наркотиков, но и претенциозной попыткой осмысления порочной человеческой природы. И если с первой задачей «Экстаз» полностью справляется, то вторая оказывается ему не под силу. Но даже так картина становится лучшей в карьере французского развратника, мазохиста и эксцентрика Гаспара Ноэ.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 11 октября