Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Культовое кино / Хэллоуин
Автор: Егор РябцевДата: 16.10.2018 09:04
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Спустя 40 лет Майкл Майерс возвращается домой в одном из главных кинособытий года. Как бы зритель ни относился к франшизе «Хэллоуин», эта серия является поистине культовой и основополагающей для жанра слэшер.


ХЭЛЛОУИН (HALLOWEEN)
1978, 1981, 1982, 1988, 1989, 1995, 1998, 2002, 2007, 2009, 2018
Жанр: слэшер, триллер, ужасы
Режиссёры: Джон Карпентер, Рик Розенталь, Томми Ли Уоллес, Дуайт Х. Литтл, Доминик Отенен-Жирар, Джо Чаппелль, Стив Майнер, Роб Зомби, Дэвид Гордон Грин
В ролях: Джейми Ли Кёртис, Дональд Плезенс, прочая окровавленная массовка

Главный законодатель жанра слэшеров, определивший их развитие на несколько поколений вперёд: старина Фредди и милаха Джейсон могли никогда бы не увидеть свет кинопрожекторов, если бы не Майкл Майерс. Объект многочисленных подражаний и пародий, а также обладатель самого неподходящего по типажу тёзки – актёра-комика из серии фильмов про Остина Пауэрса, прошел долгий и тернистый путь длиной в несколько десятков лет.

Предлагаем вам освежить в памяти (или варварски лишить её девственности по части сабжа) основные этапы развития этой леденящей кровь истории перед выходом на экраны финальной (очередной, – прим. ред.) главы похождений на зависть неубиваемого маньяка в маске, который мог бы сделать головокружительную карьеру в каскадёрском ремесле.

НАЧАЛО

После выхода на экраны в 1976-м «Нападения на 13-й участок» Джон Карпентер, на пока ещё малоизвестный независимый режиссёр, проснулся знаменитым. Честолюбивый творец обладал, конечно, на тот момент парой сценариев в загашнике, но в целом предложение голливудских продюсеров снять фильм об убийце-психопате он принял почти без раздумий. Основная идея крутилась вокруг парня, что выкашивал сиделок пачками во время Хэллоуина, популярного в западной культуре праздника Дня всех святых. Проект так и назывался, красноречиво и ёмко – «Убийства нянек» (The Babysitter Murders). Ох, и настрадался Джон Карпентер с реализацией первоначальной и достаточно примитивной задумки: для фильма выделили невероятно маленький бюджет даже по тем временам, график был настолько драконовским, что на сценарий пришлось уделить всего 10 (!) дней (сам фильм был снят, между тем, за 20), известные актёры от хорроров шарахались, а студия прозрачно намекала, что хотела бы видеть кассовый успех на уровне «Изгоняющего дьявола».

К тому материалу, что имелся у него в распоряжении, и к бюджетно-студийным ограничениям Карпентер подошёл весьма креативно. Название и концепт никуда не годился: постановщик переработал идеи, оставшиеся от продюсеров и боссов, добавив месть из прошлого и краеугольную угрозу как сущность – приём, который во многом будет повторяться в дальнейших фильмах постановщика. Большая часть времени действия отсылала к празднику Хэллоуин, так что и смена названия напросилась сама собой. А центральная идея, весьма прорывная на те времена, заключалась в том, что антагониста, зло в его чистом проявлении, но всё же в человеческом воплощении… победить нельзя.

Диалоги написала соавтор сценария, подруга Карпентера по имени Дебра Хилл. У Дебры был опыт работы сиделкой с детьми, так что большую часть диалогов написала она. Многие детали сюжета были взяты из жизни Карпентера и Хилл: например, вымышленный город Хэддонфилд, место действия фильма, и его виды были основаны на родном городе Дебры Хилл. Создавая предысторию злодея Майкла Майерса, Карпентер основывался как на фольклоре американских подростков, так и на богатом исследовательском опыте режиссёра, который в рамках подготовки к фильму посещал психиатрические учреждения для наблюдения за реальными сумасшедшими. А ещё часть образа маньяка была взята из фильма «Чёрное рождество» 1974 года, что, кстати, вызвало в дальнейшем критику в прессе и обвинения постановщика в плагиате. Жуткую и запоминающуюся заглавную тему написал тоже сам Джон Карпентер.

В итоге главное, наверное, чем брал «Хэллоуин», был реалистичный сюжет, особенно заметный на волне роста детского насилия тех времён в США. Ребёнок шести лет Майкл Майерс в открывающей сцене убивает свою старшую сестру сразу после того, как та проводит нечестивый акт соития с соседским парнишкой. Мини-потрошителя благополучно сажают в дурку, где он проводит свои отроческие годы. Затем, как того требует жанр, Майкл сбегает из уютного спецучреждения, чтобы продолжить славную резню. Из молчаливого мальчика-изгоя он превратился в безмолвного бугая с врожденным даром к вождению автотранспорта, предпочитающего бездумное, но изящное насилие любому другому времяпрепровождению. Доктор Лумис, психиатр Майкла, старается помешать ему окончательно потерять человеческий облик. И в финале выпускает в него шесть пуль для проформы. Выживает лишь соседская девушка Лори, а вылетевшее из окна от ударной силы тело Майкла пропадает.

Премьера «Хэллоуина» состоялась 25 октября 1978 года. Фильм имел оглушительный успех: при бюджете чуть больше 300 тысяч долларов, проект собрал 60 миллионов мировых сборов. И это почти при полном отсутствии рекламной кампании: славой «Хэллоуин» был обязан «сарафанному радио». Критики, конечно, проехались по слэшеру, называя его дешёвой копией «Психо», но в целом остались довольны. Ленту признали одной из лучших в 1978-м году, номинировав на премию «Сатурн» за лучший фильм ужасов, но в итоге «Хэллоуин» проиграл «Плетёному человеку». В 2006-м картину занесли в Библиотеку Конгресса США как фильм, «имеющий культурное, историческое или эстетическое значение».

Так в чём же успех «Хэллоуина» 78-го? Классикой этот странный, низкобюджетный и пугающий фильм является по одной веской причине: это настоящий мастер-класс саспенса и медленного нарастания страха. Тихое, почти реальное насилие и неостановимый злодей, вкупе с жуткой кинематографией и мрачным музыкальным сопровождением, были для своего времени невероятными, особенно если проникнуться атмосферой правильно и смотреть фильм в темноте и в полном одиночестве (даже общество кота или черепашки может испортить впечатление). Фильм переопределил самое понятие фильма ужасов, выродил его поджанр, и почти каждый схожий проект после «Хэллоуина» старался быть как «Хэллоуин». В этом фильме есть своя бескомпромиссность, особенно по части открывающих и закрывающих сцен, а маньяк в белой маске и актриса Джейми Ли Кёртис после премьеры стали настоящими национальными знаменитостями.

Америку захлестнула «Хэллоуинамания». В тот же год вышла новеллизация – литературный вариант сценария от некоего Кёртиса Ричардса. Далее настал черед игры для Atari 2600. А американские сиделки окончательно потеряли сон: на полном серьёзе няни-подростки, согласившееся вечерком присмотреть за детьми соседей, стали чаще вызывать полицию. Излишне говорить, что с продолжением было медлить нельзя.

ТРУДНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

И… тут же начались проблемы и творческие разногласия. Ни Джон Карпентер, ни его соавтор Дебра Хилл не очень-то и хотели работать вновь над этим проектом. Однако идеи у них были, например, продолжить историю спустя несколько лет и столкнуть главную для серии героиню Лори Строд и её немезиду Майерса в новостройке-многоэтажке. Продюсеры же настояли на больнице как на месте действия и события сиквела настигают зрителя там же, где оставил первый фильм. Поскольку именно исполнительные продюсеры Ирвин Ябланс и Мустафа Аккад вкладывали деньги, то они и диктовали условия. Обсуждалась даже реализация «Хэллоуина 2» в новомодном формате 3D. Карпентер покинул проект и хотел, чтобы у руля встал его друг Томми Ли Уоллес (монтажёр и художник-постановщик первого фильма), но последний отказался. Тогда Карпентер порекомендовал Рика Розенталя, неизвестного и неопытного режиссёра, пытавшегося воссоздать стиль и темы оригинального фильма.

Нельзя сказать, что сиквел провалился, но разница была видна невооруженным глазом. Фильм имеет тенденцию полагаться на графическое насилие, используя всё ту же неизвестность и неубиваемость антагониста, но рыхлая история и слабые сюжетные решения однозначно всё портят. В итоге перед нами откровенно самый унылый и бесхребетный сегмент франшизы.

Вторая часть была предназначена для закрытия сюжетных дыр оригинала, а также завершения история противостояния семьи Майерсов. Последнее не удалось: выжившая девушка из первой части Лори Строд и её открывшаяся связь с братом-маньяком фактически не влияют на сюжет. В основном сиквел старался воспроизвести оригинал, по сути показав то же самое, только более кровавым образом, что превратилось в итоге в какую-то пародию. Очень немногие фанаты ценят этот фильм, однако кульминационные сцены искупают многое. Перед самыми титрами зритель видит как Майерс, объятый пламенем, делает свои последние тяжёлые шаги и падает, прогорая до золотистой корочки. Зло побеждено. А хотя нет, погодите.

Премьера сиквела состоялась 30 октября 1981-го. Фильм собрал в прокате значительно меньше, чем оригинал, но всё равно смог победить конкурентов: сиквел «Пятницы 13-е» и триквел «Омена» также вышли в 1981-м и показали себя куда хуже. Вероятно, на кассовых сборах сказались прокатные ограничения: «Хэллоуин 2» запретили в Западной Германии, Исландии, Норвегии.

Подлил масла в огонь негодования общественности и тот факт, что в 1982-м некий Ричард Дельмер Бойер из Эль-Монте, штат Калифорния, убил пожилую семейную пару и, согласно протоколу заседания суда, адвокат настаивал, что подсудимый совершил убийство под влиянием «наркотиков, марихуаны, алкоголя и фильма “Хэллоуин 2”». Сейчас в чём-то подобном обычно обвиняют интернет и компьютерные игры.

ПОПЫТКА №3

Продюсеры должны были спасать потенциально успешную франшизу. Карпентер и Хилл неохотно взяли на себя обязательства по продюсированию триквела и только с одним условием – третья часть не будет связана с Майклом Майерсом, что, в какой-то степени, будет следовать задумке Карпентера о демонстрации разных версий угроз и кошмаров в этот праздник. Иными словами, с лёгкой руки Карпентера «Хэллоуин» решили превратить в ежегодник-антологию, где каждый раз новый злодей, новый сюжет и новый стиль. Для третьего фильма, получившего подзаголовок «Сезон ведьм», избрали сюжет про компанию, возжелавшую принести детишек в жертву в ночь Хэллоуина. Во славу сатане, конечно.

Весьма странная сюжетная идея накладывалась и на желание киномагната Дино Ди Лаурентиса, спонсировавшего съёмки, увидеть в триквеле больше насилия. Фильм стал дебютом Томми Ли Уоллеса и, несмотря на разногласия между ним, Карпентером, сценаристами и продюсерами, принявшие участие в съёмках актёры, вспоминали об Уоллесе как о профессионале.

Хотя третий фильм отличался сюжетно от первых двух, Уоллес пытался стилистически следовать оригинальным произведениям. В целом «Сезон ведьм» его руки представляет собой этакую сборную солянку ужастиков 80-х. Магия объединена с элементами научной фантастики и чрезвычайно изощренными оккультными идеями, а ещё режиссёр попытался сыграть на актуальности и добавил темы корпоративного контроля.

Лента вышла в прокат 22 октября 1982 года, собрала 14 миллионов долларов в США, и продюсеры сочли её провальной: повторение успеха первых двух фильмов было видно уже только в мечтах. Конкуренты показали себя намного лучше: пресса и зрители предпочитали обсуждать «Полтергейст» и триквел «Пятницы 13-е». Несмотря на номинацию на премию «Сатурн» за лучший постер (!), студийные боссы были в гневе: мерчендайз в виде безумно дорогих масок по мотивам фильма (25 баксов за штуку!) продавался так себе, особенно когда конкуренцию ему составляли игрушки Е.Т. из «Инопланетянина» того же года.

После провала триквел не зря обозвали «неудавшимся экспериментом», а продюсер Мустафа Аккад решил сделать то, что на его месте сделал бы любой человек в кризисе идей – вернуть на экраны дойную корову серии в лице Майкла Майерса. Карпентер на эмоциях «послал» продюсеров. Проблема поиска режиссера затянулась на шесть долгих лет, за которые жанр кардинально изменился.

ВОЗВРАЩЕНИЕ МАЙКЛА МАЙЕРСА

Хоррор конца 80-х принял странные формы: узкий комедийный подход «Зловещих мертвецов» и «Гремлинов» сводил на нет все задумки продюсеров. Серьёзный слэшер с такими могучими конкурентами создавать было нельзя, сценарии один за другим отправлялся в корзину, Джо Данте получил отказ в претензиях на режиссёрское кресло, несмотря на рекомендации от Карпентера. Самого создателя Майерса, кстати, настолько сильно достали, что он просто продал права тому же самому Аккаду.

Режиссёром в итоге был выбран малоизвестный Дуайт Х. Литтл. Сюжет стал основываться на защите дочери Лори Строд от дяди (в этом фильме упоминается, что Лори погибла в автокатастрофе). В актёрском составе квадриквела был лишь Дональд Плезенс, вновь сыгравший роль доктора Лумиса – психиатра Майкла. Того самого, что самопожертвенно сгорел вместе с Майклом в сиквеле. В конце концов, это ж просто огонь, большое дело для матёрых психиатров или их любимых пациентов. Джейми Ли Кёртис добилась уже относительного успеха и укрепила карьеру, благодаря удачной комедии «Поменяться местами», так что от участия отказалась. При этом история четвёртой части, будь персонаж Лори в обойме, могла стать неплохим «настоящим» сиквелом. Особенно, если бы финал был обыгран несколько иначе: в нём самого Майкла-каскадера в очередной раз решетят пулями и скидывают в колодец, а дочь Лори, видимо подхватившая от заботливого дядюшки в концовке вирус молчанки-убиванки в стиле юного Майерса кромсает ножницами свою приёмную мать. Будь на месте статистки-мачехи героиня Джейми Ли Кёртис, такой твист заслужил бы своё почётное место в ряду классических сцен жанра, а сам сериал можно было с чистой совестью завершать на мажорной ноте.

Съёмки заняли 41 день, а после просмотра черновой версии продюсер Мустафа Аккад настаивал, чтобы в «Возвращение Майкла Майерса» (именно с таким подзаголовком показывали квадриквел) добавили больше насилия. Был инициирован отдельный, дополнительный «кровавый» день съёмок.

«Хэллоуин 4» вышел в прокат 21 октября 1988 года и получил смешанный критический прием. Эта часть точно не вернула серию в правильное русло и, вероятно, лишь ускорило падение серии, окончательно уничтожив задумку Карпентера.

Кассовый, но вовсе не концептуальный успех возродил страхи перед Майклом Майерсом, особенно во времена, когда дух 80-х стал ослабевать. Конкуренты в лице «Пятницы 13-е» или «Кошмара на улице Вязов» также показывали себя слабо, так что Мустафа Аккад уже вынашивал планы на пятую часть.

5/666

Сценарий решили сделать более серьёзным и вновь сосредоточить действие на дочери Лори Строд. Доктор Лумис узнает, что у девушки развивается телепатическая связь со своим злым дядей, который воскрес из мёртвых. Точнее сказать, год пролежал в хижине немытого бомжа совсем неподалеку от места, где его якобы навсегда убили в прошлом фильме. Отдохнувший и окрепший Майкл возвращается в строй.

Дебра Хилл, «мама» серии, порекомендовала молодого режиссёра Доминика Отенен-Жирара, который произвёл впечатление и на Аккада. Дебра окончательно забросила франшизу именно после «Хэллоуина 5», поскольку кровожадные аппетиты продюсеров все росли: медленное развитие напряжение оригинала ушло, а спонсоры в очередной раз попросили повысить градус насилия. Актёр Дональд Плезенс в образе доктора Лумиса, ставший, как и его архивраг Майкл Майерс, визитной карточкой серии, также стал то и дело ссориться с начальством.

Премьера состоялась 13 октября 1989-го, и при бюджете в 5 миллионов фильм собрал $11,5 млн. в прокате США. Приём был отрицательный и в первую очередь из-за использования чужих идей: от телепатии до темы возмездия. В целом и какого-либо значения пятая часть для сюжета не имела, поскольку пренебрежение исследованием дома семьи Майерс и их прошлого простить нельзя. Разве что здесь впервые появляются отсылки к оккультному происхождению природы проклятия Майерса. Конец, правда, получился крайне смазанным, когда заточённого в тюрьму Майкла спасает таинственная тень с автоматом. Да, тень с автоматом. Измученный и невдохновлённый фильм сами создатели хотели забыть.

К «Хэллоуину» вернулись лишь через год, в 1990-м, когда Мустафа Аккад оставил серию в подвешенном состоянии, чтобы переоценить её потенциал. Давний поклонник франшизы сценарист Дэниэл Фаррандс взялся написать сценарий и затем окольными путями донёс его до Аккада. Хотя у студийных сценаристов были свои идеи на шестой фильм, всё испортили юридические осложнения: Dimension Films, владельцами которой была Miramax, выкупила права на «Хэллоуин», но организовывать съёмки не спешила.

Лишь в 1994-м Аккад уже официально нанял Фаррандса, чтобы написать сценарий. Основная идея состояла в том, чтобы соединить кровожадность более поздних фильмов с напряжением первых, но при этом направить историю в новое русло. Это частично расширило вселенную и, следуя тенденциям культовых хитов того времени, основной упор делался на историю происхождения и мистику.

Дональд Плезенс после долгих уговоров вернулся к роли Лумиса с условием, что уж эта часть будет его последним фильмом. Печальная ирония: Плезенс скончался вскоре после съёмок, оставив историю противостояния доктора и своего пациента без жирной точки. «Проклятие Майкла Майерса» также отмечено и тем, что это первая главная роль актёра Пола Радда.

Съёмки были весьма неритмичными, но прошли без сучка и задоринки: кажется, всем, от продюсеров до мастеров спецэффектов, было наплевать на новую часть затянувшейся слэшер-франшизы. После тестовых просмотров, когда представители фокус-группы буквально уничтожили фильм, были проведены повторные съёмки и значительный перемонтаж: создатели попытались сделать фильм «более ярким» и сделать акцент на расчлененке, что, по словам сценариста Фаррандса, в конечном итоге было не тем, что он хотел. Композитор Алан Ховарт переписывал саундтрек по два, а то и по три раза, потому что сами продюсеры не понимали, как должен звучать шестой фильм про неутомимого Майкла.

Сложный этап пост-продакшена привёл к тому, что премьеру откладывали дважды. Более того, за время съёмок началась настоящая юридическая битва между продюсерской компанией Nightfall и дистрибьютором Dimension Films. Выпускать «Хэллоуин 666», как его назвали первоначальные трейлеры, пришлось 29 сентября 1995 года и, увы, Майкл Майерс проиграл в схватке с другим серийным убийцей – Джоном Доу из фильма «Семь», вышедшего в прокат почти на той же неделе.

Критики справедливо проехались по «Хэллоуину 6» и были правы: лента представляет собой сущий беспорядок. Сценарий запутан и полон сюжетных дыр, что только добавляет больше вопросов о персоне Майкла Майерса и его сложных взаимоотношениях с сестрой. Культовая сюжетная линия ни разу не пересматривается, а финал вообще скатывается в нечто непонятное, когда почти победивший мистический культ, в чьей власти находится Майерс, уничтожается руками последнего просто «потому что».

На тот момент серии было почти 20 лет. Кажется, в «Хэллоуин» уже никто не верил, кроме отдельных немногочисленных энтузиастов. Мустафа Аккад наткнулся на сценарий Роберта Заппиа и Мэтта Гринберга, в котором события трёх предыдущих фильмов не происходили, дочери Лори никогда не существовало, а сама Лори решила скрыться от Майкла под новой личностью. Аккад принял спорное решение «перезапустить» серию, позвав в проект Стива Майнера – режиссёра первых частей «Пятницы 13-е».

«ПЕРЕЗАГРУЗКА»

Джейми Ли Кёртис согласилась вернуться в проект вновь в роли Лори и для большего раскрытия характера героини решили добавить в сюжет её сына в исполнении Джоша Хартнетта. Джону Карпентеру идея понравилась, так что, можно сказать, в съёмках «Хэллоуина: 20 лет спустя» принимала участие часть съёмочной группы оригинала.

Сюжет представлял собой стандартные игры в кошки-мышки с маньяком и, слегка отсылая к «Крику» Крэйвена, серия впервые получает самосознание юмора. Не скажешь, что «20 лет спустя» каким-то образом переосмысливает мифологию серии, но, кажется, франшиза повернулась в правильном направлении, учитывая и интерес актёров к проекту: в съёмках «20 лет спустя» приняли участие юные Мишель Уильямс и Джозеф Гордон-Левитт. Здесь, как кажется, ставится очередная точка в противостоянии Лори и Майкла, когда последнему отрубают голову топором. После такого уже точно не возвращаются. Но ведь мы говорим про Майкла-каскадера, так что не торопите события.

Премьера состоялась 5 августа 1998-го (даже не в октябре!), однако, этот проект оказался самым кассовым среди всех «Хэллоуинов» на тот момент. При бюджете в 17 миллионов фильм собрал 55, а продажи на VHS и DVD принесли ещё 21 миллион. Критики, в целом, смешанно приняли фильм, зато лента получила номинации на премию «Сатурн» в категориях «лучшая актриса» и «лучший фильм ужасов», а Джоша Хартнетта как минимум заметили: молодой актёр получил номинацию «Прорыв года» на премию MTV.

После успеха сценаристы остались с дилеммой: Джейми Ли Кёртис хотела покончить с этой «санта-барбарой», но возвращение интереса публики дорогого стоило. В итоге героиня Лори Строд всё-таки появляется в начале картины, где и погибает в последней схватке с Майерсом (в прошлом фильме, как выясняется, был обезглавлен статист в маске). Очередная часть с заголовком «Воскрешение» должна была укрепить «Хэллоуин» на поприще слэшеров. Сюжет в этот раз должен был полагаться на тренды, чтобы провести агрессивную рекламную кампанию.

Увы, следование трендам – не всегда хорошая идея. «Воскрешение» создавалось с одной стороны с упором на жанр «найденная плёнка», ставший популярным после «Ведьмы из Блэр» в начале «нулевых», а с другой стороны отсылало к реалити-шоу. По сюжету группа участников шоу должна переночевать в доме Майерса в ночь Хэллоуина. Маньяк оказался тут как тут.

Хотя фильм решили сделать очевидно «молодёжным», о чем говорит, например, появление в касте рэпера Басты Раймса (по слухам, этот фильм поспособствовал падению его популярности) и обилие карикатур на саму серию, едва ли «Воскрешение» содержало в себе умный подтекст. Зато чёрный рэпер пытался в жёлтого каратиста и бил по Майерсу с вертухи. Лента вышла в прокат 12 июля 2002 года в США в одно время с конкурентами: супердорогим проектом «Власть огня» и давно ожидаемыми «Людьми в чёрном 2». Несмотря на крайне неблагоприятные отзывы критиков и сильных конкурентов в кинотеатрах, «Хэллоуин: Воскрешение» занял своё место в первых строчках кинопроката. Несмотря на очередную открытую концовку, продюсеры решили перестать доить серию, Карпентер успокоился, а подростки из американской глубинки наконец-то смогли спать по ночам без страха быть прирезанным маньяком в белой маске.

До тех пор, пока на горизонте не замаячили три не самых приятных товарища. Двое из них, кажется, были адекватными и с ними вполне можно было вести дела: речь идёт о братьях Вайнштейнах, Бобе и Харви. Они, на свою беду, оказались поклонниками оригинального «Хэллоуина». Третий же товарищ был режиссёром «Дома 1000 трупов» и, если судить по внешности, весьма «вдумчивым» парнем по имени Роб Зомби. Металлист, однако, оказался не лыком шит: Зомби приступил к ремейку оригинальной картины весьма обстоятельно, сосредоточившись на персоне Майкла Майерса, чтобы сделать его более страшным для зрителей. Идея нового фильма, создание которого было делом само собой разумеющимся во времена успешных ремейков ужастиков старой школы (как например «Техасская резня бензопилой»), состояла в том, чтобы углубиться в мир Майкла Майерса и снова игнорировать плохие сиквелы.

Учитывая, что переделка фильмов Карпентера представляет собой коммерчески рискованную задачу (что, кстати, и показал «Туман» в 2005-м), Роб Зомби с рыночной точки зрения с ней справился. А если принять во внимание и личность этого эксцентричного человека, любящего эксплуатационный хоррор, то вдвойне интересно смотреть на это переосмысление, больше похожее на любовное письмо оригиналу или эпохе его создания.

По существу, «Хэллоуин» 2007-го сжимает первые два фильма франшизы и создает даже собственный приквел. Основной фокус здесь действительно на Майкле, а большую роль играет эстетика и небольшие «пасхальные яйца», заложенные режиссёром. Что ж, в любом случае, фанаты и случайные зрители фильм не возненавидели, вопреки мнениям в интернете, а полюбили: по сей день это считается лучшим фильмом после оригинальной картины в линейке.

Ремейк официально вышел на экраны 31 августа 2007 года и, несмотря на небольшой скандал, вызванный воровством черновой версии фильма и попадании её на торрент-трекеры за несколько дней до премьеры, собрал в мире 80 миллионов долларов. Проект до сих пор считается вторым самым кассовым фильмом в США среди ремейков классических слэшеров, уступив лишь «Кошмару на улице Вязов» 2010-го.

Несмотря на кассовый успех и сразу же запланированное продолжение, критический отклик был негативным. Как отмечали критики, главная проблема версии Зомби заключается в том, что режиссёр слишком многое пытался впихнуть в один фильм. Ни одна из идей не получила должного развития, хотя каждая имела потенциал.

Сбивающая с толку, но атмосферная перезагрузка от Роба Зомби открыла новое творческое направление в серии, только вот сам создатель был истощён и продолжать не хотел. Продюсеры почти заменили идеолога ремейка на Жюльена Мори и Александа Бустильо, но Роб Зомби всё же вышел из спячки. Что ж, Мори и Бустильо смогли вернуться к «американскому» ужасу лишь в 2017-м с «Кожаным лицом», а что касается Зомби… падение качества на лицо.

Драматическая и психологическая составляющая ушли в прошлое, уступив вместо странной и извилистой истории. Спустя год, Майкл и его сестра разделяют видение своей матери, а с помощью доктора Лумиса Лори начинает подозревать, что её взаимоотношения с братом не такие уж… простые. Кажется, что Зомби упускает глубину своих же идей: вместо тем жестокого обращения и психологической травмы зрителю подсовывают какую-то кровавую вечеринку телепатов без особого настроя. Подобное отпугнуло последних, немногочисленных поклонников серии.

Dimension Films выпустили «Хэллоуин 2» в прокат 28-го августа 2009 года и она провалилась как в прокате, так и с точки зрения критиков.

Следующий «Хэллоуин» решено было создавать без оглядки на плохие, выедающие мозг сиквелы и спорную интерпретацию Роба Зомби. Сам Джон Карпентер принял участие, что, вероятно, стало неожиданностью для неравнодушных к судьбе серии. Видимо, отсоединение элементов первозданного ужаса, воплощением которого и является мистер Майерс, и построение из них фильма, является весьма сложной задачей. Корявое генеалогическое древо серии привело к тому, что компоненты этой саги стали клише, да и зритель не хочет смотреть на то же самое в третий раз, поэтому идея продолжить серию, а не рассказать её заново, выглядит привлекательно.

Грядущая одиннадцатая итерация в 40-летие первого проекта чувствуется подходящим способом дать первому среди лучших ещё один шанс на достойный камбэк и, самое главное, вернуть магию неуютных слэшеров в XXI век. Если последнее удастся, то «Хэллоуин», прежде всего оригинальный, мог бы даже обрести новую актуальность в современную эпоху, жанровые представители которой редко полагаются на согласованность и стиль. Хочется надеяться, что Майкл Майерс вскоре вновь станет настоящей угрозой, вместо объекта для шуток. Сладость или гадость?

Егор Рябцев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 440 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio