ЗАКАТ (NAPSZALLTA)
2018, Венгрия-Франция, 142 мин.
Жанр: драма, исторический
Режиссёр: Ласло Немеш
В ролях: Юли Якаб, Сюзанна Вуэст, Влад Иванов, Эвелин Добош
Прошедший французскую и американскую киношколы венгерский постановщик Ласло Немеш прославился благодаря оскароносному «Сыну Саула», рассказавшему о попытке побега из Освенцима. В своей второй режиссёрской работе европеец вновь отправляется в прошлое, совершая вояж в Будапешт 1913-го года – последнего мирного года перед началом Первой мировой войны. Вместе со своими героями – привлекательной Ирис Лейтер, вернувшейся в город после многолетнего отсутствия, но отвергаемой новым обществом, и суровым хозяином магазина головных уборов Оскаром Бриллом (Влад Иванов) – кинематографист ведёт зрителя сквозь лабиринт тайн и недомолвок.
Настроенчески отдалённо напоминающая произведения Кафки история о страшных интригах немного затянута (постановка длится без малого два с половиной часа), порой груба в обращениях с деталями, но хорошо прописана и талантливо разыграна. Удивительно схожая со звездой «Гарри Поттера» Эммой Уотсон, играющая Ирис Юли Якаб приковывает к себе всё внимание. Но, несмотря на уверенную подачу актрисы, её персонаж – собирательный образ. Однако актрисе всё равно есть, что играть. Молчаливая отстранённость артистки, выразительность её глаз, удивление, неожиданно касающееся её лица, говорят больше о населяющих город людях, чем о самой Лейтер.
В свою очередь, красивая метафора о брате главной героини и обстоятельная работа со сценарием превращают историческую драму в мистический, почти клаустрофобный детектив. Ближе к середине фильма становится понятно, что сюжет в большей степени играет здесь вспомогательную роль, а на первый план выходит желание Немеша погрузить зрителя в атмосферу стремительно надвигающейся беды. Подобно Помпеям, Будапешт вскоре падёт под напором разобщённости и хаоса – прямого следствия проявления человеческих пороков. Попутно автор обращается к фундаментальным философским вопросам. Через высокопоставленных лиц и простолюдинов мы ненадолго прикасаемся к понятиям бытия, времени, пространства и материи.
В своём втором полном метре недавний дебютант соединяет эстетику прекрасного c уродством людских душ. За внешней красотой города на берегах Дуная, за мрачной величавостью остроконечных шпилей его зданий, за элегантными нарядами дам и мужской учтивостью таится зло, которое очень скоро вспыхнет ярким пламенем. В «Закате» Немеш повторяет свой трюк из «Сына Саула», зачарованно играя со светом и тенью, усилиями оператора Матьяша Эрдея, повсюду следуя за Ирис.
Мы видим разворачивающиеся в Будапеште события глазами девушки, мы чувствуем её страхи и сомнения, осознаём грозящую ей и остальным опасность. Ради этого Эрдей старательно размывает задний план. Но у такого художественного приёма есть и обратная сторона. Ведь вместе с тем оказывается размыт и сам фильм. Общая идея картины – закат Европы вообще и закат Австро-Венгрии в частности – от этого не тускнеет, но пытающаяся описать большое через малое лента теряет в выразительности. Скатываясь к интеллектуальным размышлениям о том, что у человечества снова в моде смерть, а жажда наживы и обострённое чувство справедливости редко когда приводят к положительным изменениям, Немеш снял камерную, очаровательную, но неровную ленту о последних днях увядающего Старого Света.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 18 октября