БЕЛЬКАНТО (BEL CANTO)
2018, США, 100 мин.
Жанр: триллер, драма, мелодрама
Режиссёр: Пол Вайц
В ролях: Джулианна Мур, Кэн Ватанабэ, Себастьян Кох, Теноч Уэрта, Рё Касэ, Мария Мерседес Корой, Кристофер Ламберт
Знаменитая оперная певица Роксана Косс привыкла к овациям, но выход в тираж подкрался незаметно, и теперь она вынуждена принять корпоративное приглашение. Солидный гонорар от влиятельного японского промышленника Хосокавы, давнего поклонника её таланта, приводит диву в резиденцию неназванной латиноамериканской страны. В пампасах громыхает гражданская война, и глава государства решает опрокинуть важных гостей в пользу любимого сериала. Так что нагрянувшим на концерт вооружённым повстанцам приходится утешиться взятием в заложники всех остальных. На удивление великодушный лидер террористов отпускает женщин, стариков, больных и оставляет среди мужской интернациональной делегации лишь «очень ценную» Роксану, выдвигая через представителя «Красного креста» свои требования. Они стандартны: освобождение политзаключенных и «зелёный коридор» до Европы. Но необычно развитие ситуации: оставшиеся в заточении на целый месяц подданные разных стран вынуждены в буквальном смысле находить общий язык, пока облеченные властью сеньоры торжественно выжидают.
Картина, в самом названии которой увековечена техника совершенного пения, создана дать непривычный взгляд на величайшую трагедию цивилизации – терроризм. В основу фильма лёг роман Энн Пэтчетт о захвате заложников в перуанской столице. Писательница задалась вопросом, а с какой стороны, когда доходит до подобных крайностей, большее зло? И как оценивать ситуацию, если требования повстанцев логичны, а свой кулак официальные власти разжимать не желают? Естественно, в 2001-м, когда роман был опубликован, на волне событий 11 сентября никому бы и в голову не пришло ставить экранизацию. Да и не сказать, что в 2018-м отношение к проблеме терроризма у рядовых граждан сильно изменилось, особенно если говорить о нас, россиянах, слишком хорошо помнящим Будённовск, «Норд-Ост», Беслан и прочие жуткие вещи. Однако постановщик Пол Вайц, известный по самому первому «Американскому пирогу», сериалу «Моцарт в джунглях» и ряду других неплохих картин, все же рискнул – и не прогадал.
«Бельканто» обладает столь мощным пацифистским посылом, что зарываться в дебри чуждых европейцу взаимоотношений латиноамериканского государства и народовольцев, нет нужды. Кинолента воспевает искусство дипломатии, которым в равной степени могут обладать французский посол в исполнении отставного «горца» Ламберта, или своенравная дива, великолепно сыгранная Джулианной Мур. И если любовная линия её героини с тем самым магнатом в лице Кэна Ватанабэ, откровениями не блещет, то параллельный роман японского переводчика с дочерью главаря повстанцев по-настоящему стирает ментальные различия в пользу всеобщего мира. А им и не пахнет, на что намекает пророческая реплика Роксаны: «Это же опера, а там всегда в конце умирают». Гуманистическая начинка фильма так неожиданно и шокирующее перемалывается вторжением правительственных войск, что по итогу вопрос: «А ради чего оно всё затевалось?» приходит на ум сам собой. Ответ, однако, на поверхности – во имя человечности, которая отказывает слишком многим господам с оружием в руках.
Если большого секрета из концовки Пол Вайц не делает, то в милых частностях отводит душу. Да, представления о национальных особенностях японцев, французов или русских у режиссёра на школьном уровне, но фильму это не мешает, а даже помогает поддерживать специфический шарм. Будучи загнанными в угол граждане разных стран сообща занимаются готовкой, играют в шахматы и футбол, ухаживают за садом, а некоторые – заново находят себя и собственное призвание. Критическое положение способствует открытию человеческого нутра, а оно, по мысли Вайца, чаще всего миролюбивое. Там, где не хватает языковых навыков, приходит на помощь божественное пение. Голос оперной звезды Рене Флеминг, звучащий с балкона осажденной резиденции, оправдывает заточение героини Мур, а заодно и осуждает политику милитаризма, которой высокое обычно неведомо. Сложно сказать, насколько эффективным в будущем мог бы стать такой взгляд на глобальную проблему, сдобренную красивым ликом певицы, но когда привычные методы не работают, то отчего бы не попробовать?
О «стокгольмском синдроме» слышали многие, в то время как «неизвестный южноамериканский» в справочники по криминалистике пока никто заносить не собирается. Смелая попытка Вайца – не более чем поддержанная влиятельней корпорацией частная инициатива, в которой, к тому же, при желании, можно обнаружить множество допущений и сглаживаний. По этой причине зритель не услышит название страны, а её президент так и будет трусливо мелькать за фоном. Терроризм как мировое зло бестелесен и легко принимает любой облик. Надежда на объединяющую силу классической музыки в хорошем смысле несовременна и похвальна. Ей ничто не мешает жить дальше, чтобы умереть однажды – под гром оглушительных аплодисментов – последней.
Александр Колесников
В кинотеатрах с 13 сентября