Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Основано на реальных событиях
Автор: Александр КолесниковДата: 29.10.2018 06:13
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ (D'APRES UNE HISTOIRE VRAIE)
2017, Франция-Польша-Бельгия, 100 мин.
Жанр: триллер, драма, детектив
Режиссёр: Роман Полански
В ролях: Эмманюэль Сенье, Ева Грин, Венсан Перес, Доминик Пинон, Камиль Шаму, Брижит Роюан, Жозе Дайан



Временами кажется, будто Романа Полански сам чёрт ворожит. С той же издевательской стратегией, какую он избрал для престарелого доктора Парнаса в фильме Терри Гиллиама. Дьявол наделил хозяина воображариума вечной жизнью, но то был не дар, а проклятие: нечистый на руку сморчок увядал, иссыхал, но не умирал и лишь с ужасом смотрел, как уходят один за другим близкие. С режиссёром-космополитом, по невероятной биографии которого наверняка однажды снимут сверхпопулярный сериал, ситуация аналогичная. Многое переживший и повидавший на своём веку, он тем не менее по-прежнему на плаву, полон грандиозных идей и выдаёт запоминающиеся киноработы даже на седьмом десятке карьеры. Точнее сказать, выдавал, поскольку его двадцать первая лента весьма далека от того, чтобы ассоциироваться с «очком» – мечтой любого игрока в блэк-джек.

По режиссёрской традиции в основе фильма крепкий литературный сюжет, очередная потенциально мощная адаптация, и… безнадёжно увядающая Эмманюэль Сенье на главной роли, которую кроме верного супруга лет пять как никто толком не снимает. Заслуженно или нет – можно спорить, но то, что сильное воплощение противоречивого образа способно вытянуть фильм из трясины глубокой вторичности – сомнению не подлежит. Полански сам провоцирует сравнения с лентой Пола Верховена «Она» двухлетней давности, называя точно так же героиню Евы Грин – Elle. Разница между двумя картинами, однако, колоссальная, под стать тому, какая пропасть в актёрском величии, разделяющая Изабель Юппер с Эманнюэль Сенье. Жена режиссёра младше случайной соперницы на тринадцать лет, но выглядит старше, и напоминает кого угодно, чуть ли не бомжиху, но только не успешную писательницу Дельфин, способную стать наваждением для «поклонницы номер один», как называет себя загадочная Elle.

Вот какая злая ирония судьбы! Когда-то Роман Полански открывал новые жанры («Отвращение», «Ребёнок Розмари») или возрождал основательно забытые («Китайский квартал», «Горькая луна»). Постановщик с уникальным человеконенавистническим стилем не стеснялся своих дюже извращённых вкусов, извлекая из чужих душ самые шокирующие разновидности паранойи, мании преследования и обладания. Тем непостижимее, что сейчас он скатился до тотального заимствования, понадёргав из десятка чужих фильмов деталей, но при этом не собрал их в цельную, либо интригующую картину. Сплетение женских судеб, кумира и поклонницы, перетекает в отталкивающий мезальянс двух литераторов. Первая вроде как давно исписалась и больше не может выдавить из себя чего-то захватывающего. А вторая и вовсе – пишет чужие биографии, теряя выгодных клиентов вроде Жерара Депардье. Запутанные отношения двух проблемных одиночек с течением времени становятся всё более непонятными, и зрителю предлагается самому решить, кто ведущий в этой партии, и присутствует ли таковой вообще.

Мешанина из сюжетных особенностей «Всё о Еве», «Бассейна», «Чёрного лебедя», «Мизери», «Талантливого мистера Рипли» и даже «Ядовитого плюща» превращает картину Полански в неудобоваримую кашу. Основная интрига такова: то ли это демоническая Elle использует Дельфин, чтобы переквалифицироваться из биографов в творцы, то ли помятая писательница сама является тонким манипулятором, то ли все события фильма – плод её больного воображения. Выбирайте версию по вкусу, короче говоря, но учтите, что особого удовольствия сей процесс не доставляет. Удивительное дело: режиссёр, чьим кредо всегда была гнетуще-завораживающая атмосферность, утратил это умение напрочь. За «хитросплетениями» отношений обеих обманщиц, мнимых или фактических, наблюдать попросту скучно. Полански откровенно заигрался в мистификатора. То ли успехи Пола Томаса Андерсона в «Призрачной нити» покоя не дают, то ли он затеял своеобразный ремейк собственного «Жильца», да слегка промахнулся со средствами. Его история давно избита, донельзя заштампована и цепляет только чувством сожаления, что драматический потенциал Евы Грин в очередной раз не использован.

На разовый просмотр отважиться можно, этот артхаус не худший в шеренге прочих, вышедших за последнее время. Но если Роман Полански вам хоть сколько-нибудь близок, то от разочарования, скорее всего, не спастись. Это слишком необязательное, проходное, пустое кино с плохой актёрской игрой, трафаретными диалогами, заурядной операторской работой и навязчивой музыкой. Что любопытно, и в таких невыигрышных условиях знакомый титан иногда просыпается – через эпатаж шокирующими воплощениями героини книги Дельфин, прописавшейся на обложке. То она встречает писательницу с огромного портрета, то вторгается в её сон, чтобы выбросить из окна ноутбук. Словом, старание и попытки слегка раздвинуть рамки амплуа изобретательного циника заметны, но назвать их удачными язык не поворачивается. Заслуженный режиссёр может себе позволить разок выстрелить вхолостую, но так и хочется спросить: «А стоит ли браться, если сказать совсем нечего?» Ну что ж, все мы не без греха…

Александр Колесников

В кинотеатрах с 11 октября
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 415 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio