Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Гофманиада
Автор: Анастасия ИвахноваДата: 02.11.2018 07:06
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ГОФМАНИАДА
2016, Россия, 75 мин.
Жанр: мультфильм
Режиссёр: Станислав Соколов
Роли озвучивали: Владимир Кошевой, Вячеслав Полунин, Наталия Фиссон, Анвар Либабов, Анна Артамонова, Алексей Петренко



Фантазёр Эрнст (Теодор Амадей Гофман) днём корпит над бумагами в канцелярии, а ночью сочиняет волшебные истории и оперы, мечтая когда-нибудь увидеть свою «Ундину» на большой сцене. Где-то в параллельной, сказочной, реальности живёт Ансельм, очень похожий на Эрнста, только лучше, в самом романтическом понимании этого слова. Однажды, сидя под бузинным деревом, он влюбляется в змейку, которая оказывается дочерью могущественного волшебника Саламандера Линдхорста, в свободное от колдовства время подвизающегося архивариусом королевской канцелярии. С этой минуты жизнь главного героя превращается то ли в фантастический трагифарс, то ли в комическую мелодраму, где находится место и подвигу, и нелёгкому выбору между тремя прекрасными дамами, и борьбе с потаёнными страхами.

…Первыми появились куклы: ещё до того, как был написан сценарий, очарованный творчеством Гофмана художник Михаил Шемякин нарисовал эскизы, на основе которых потом были созданы и Эрнст со своим альтер-эго, наивным студентом Ансельмом, и его возлюбленная Серпентина, и являющийся в кошмарах Коппелиус, и многие-многие другие. После три самостоятельных экранизации («Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» и «Песочный человек») были объединены в одну, и началась работа над тем, что режиссёр Станислав Соколов вполне может назвать своим opus magnum. Мультфильм создавался долгие пятнадцать лет, но его авторы умудрились ни на миг не потерять вдохновения. Любовь к творчеству Гофмана видна в каждом кадре. Во внимании к деталям внешности персонажей. В подборе актёров озвучки. В том, как бережно в канву истории любви Ансельма и Серпентины из сказки «Золотой горшок» вплетены элементы биографии самого писателя вместе с героями других его сказок.

Крошка Цахес, Щелкунчик, Песочный Человек, не говоря уже о персонажах второстепенных и существенно менее важных, появляются в нужные мгновения и выглядят настолько органично, что с трудом верится в их принадлежность к совсем разным историям, пусть и одного автора. Тем более, что жизнь писателя так тесно сплетается с его фантазиями, и вскоре, несмотря на видимую внешнюю непохожесть Эрнста и Ансельма, становится всё сложнее отличить мир условной реальности от вымышленной от и до Атлантиды. Однако создатели мультфильма заходят ещё дальше, предлагая зрителю альтернативное понимание гофмановского эскапизма. Заставляя главного героя выбирать из трёх девушек – настоящей, ненастоящей и вымышленной – к каждой из которых он в определённый момент жизни питает нежные чувства, они отказываются от идеи противопоставления добра и зла, утопии и реальности, в пользу трихотомии, где третьей составляющей выступает самый страшный кошмар Эрнста-Ансельма. Жизнь под стеклом, вынужденная несвобода – вот то, по сравнению с чем меркнет даже скучная, нищая, кажущаяся беспросветной жизнь мелкого работника канцелярии, ведь у него, по крайней мере, есть мечта и надежда на её исполнение. Оказавшись же под стеклянным колпаком в прямом и переносном смысле слова, он понимает весь ужас произошедшего: один неправильный выбор влечёт за собой потерю не только счастья, любви и благополучия, но и того, без чего немыслима сама жизнь – веры в себя, творческого начала, тайной уверенности в возможности перемен.

Уже одной этой идеи вполне достаточно, чтобы «Гофманиада» заняла достойное место среди лучших мультипликационных работ студии и ознаменовала бы возвращение «Союзмультфильма» на большой экран. Однако, увы, у влюблённости есть и оборотная сторона. Увлечённость творчеством немецкого романтика сыграла с авторами мультфильма злую шутку. Они забыли, что сейчас, в двадцать первом веке, все, безусловно знакомые с персонажами, созданными Гофманом, почти наверняка его не читали. Все известные герои ушли в народ, иной раз переродившись до неузнаваемости, иные же остались только в памяти читателей этих сказок. Именно они поймут, почему Шемякин уделил такое внимание глазам, зачем нужен финальный выход всех действующих лиц на театральные подмостки вкупе с исполнением подозрительно хвалебной песни, и отчего все куклы имеют такой гротескный вид. Но для основной массы зрителей «Гофманиада» останется лишь сюрреалистичным семидесятипятиминутным бредом застрявших в СССР престарелых любителей нафталиновых кукол и покрытых пылью времён историй. Или музейным экспонатом, образчиком забытого и неактуального, которому место в лучшем случае где-то в дальнем зале, под стеклом.

Анастасия Ивахнова

В кинотеатрах с 11 октября
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 272 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio