ГАЛВЕСТОН (GALVESTON)
2018, США, 91 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма, криминал
Режиссёр: Мелани Лоран
В ролях: Бен Фостер, Джеффри Гроувер, Кристофер Амитрано, Марк Хикс, Мария Вальверде, Бо Бриджес, Майкл Рэй Эскамиллья
По первым кадрам «Галвестона», сценарий которого родился из романа отца «Настоящего детектива», становится ясно, что юг США для Ника Пиццолатто – не пустой звук. Сценарист явно тяготеет к этому региону, равно как и к нуару, отчего «Галвестон» хочется сразу же окрестить современной версией каких-нибудь «Ночных ходов», где герои беспробудно пьют, мёртвые не кусаются, а добро не всегда торжествует. Этот стиль на протяжении многих лет привлекал выдающихся постановщиков, многие из которых были сами рождены в условиях изнанки «американской мечты», поэтому вдвойне интереснее, что режиссёром выступила француженка Мелани Лоран. Её мрачное произведение вызывает сочувствие к героям, и, несмотря на то, что не все из действующих лиц приятны, лента лаконично рассказывает историю самопожертвования и самосохранения. Пускай фильм не всегда эмоционально трогает (в частности критическая для сюжета сцена здесь недостаточно длинная, чтобы довести зрителя до катарсиса), этот представитель фестивального кино способен пробрать своей натуралистичностью.
Жестокий, бескомпромиссный и правдоподобный материал характеризуется медленным темпом развития сюжета и, вероятно, слишком серьёзными темами для массового зрителя. Неуклюжая история современного рыцарства кажется на первый взгляд банальной: как и большинство героев нуара, Рой находится в поиске искупления, так что он спасает юную проститутку и её маленькую сестру. Чем больше он проводит времени с девочками, тем сильнее чувствует к ним привязанность. У него есть последний шанс наладить чью-то жизнь, особенно если учесть, что подступает смерть от рака лёгких.
Несмотря на первый акт и завязку, «Галвестон» представляет собой отнюдь не роуд-муви. Большая часть фильма разворачивается в придорожном мотеле где-то в американской глубинке: в нём Рой и его спутница узнают друг друга и строят доверительную связь. Ожидаемые клише вымываются интересными сюжетными поворотами: как только сценарий начинает клонить к традиционной картине мести, сценаристы находят место для чего-то более тонкого.
Сюжет в целом представляет собой вольную фантазию на избитую тему о человеке с потерянной душой, который пытается сделать что-то значительное путём акта самоотверженности. Если бы к съёмкам «Галвестона» подходили бы с меньшим изяществом, то на этом основной концепт закончился бы и развитие событий можно было бы предугадать заранее. Женский характер постановщицы Мелани Лоран позволяет бросить новый взгляд на знакомый сюжет. Свежие идеи пришли именно с женской стороны: «Галвестон» несколько раз поднимает тему важности женских образов. Героини являются не просто символами темы искупления в «Галвестоне», но и полноценными личностями со своими сюжетными линиями, переплетающимися с судьбой Роя.
Поскольку «Галвестон» относится к нуару в первую очередь, то, вероятно, даже читая рецензию можно представить, что это за фильм. Даже несмотря на солнечные сцены, это очень мрачный фильм. Многие события происходят в тёмных помещениях, фокусируясь на жизни бедных слоев. Интересно, что персонажей показывают либо в полностью освещенных помещениях, в которых герои становятся бледными силуэтами, либо в сумерках в сиянии неоновых вывесок и скудного янтарного света комнатных лавочек. Подобный приём, особенно в ночных сценах, придаёт «Галвестону» сюрреалистическое качество, контрастирующее с реализмом дневных эпизодов, что наводит на определённые размышления.
Актёры «Галвестона» делают всё возможное, чтобы вовлечь зрителя в историю. Бен Фостер уверенно чувствует себя в роли рубахи-парня, играя в последнее время психически неустойчивых и одиноких людей. Он невероятно хорош в этой роли и тяжело представить актёра, который справился бы лучше Фостера, учитывая похожие роли последнего («Любой ценой», «Не оставляй следов»). Эль Фаннинг же в этом фильме, возможно, ещё лучше. Актриса уже уверенно выходит из тени своей сестры Дакоты, а учитывая её карьеру, воспринять Фаннинг в роли проститутки становится затруднительно. В какой-то степени это играет на руку сценарию «Галвестона», учитывая подноготную её героини и сценарий разумно использует репутацию своей главной актрисы, создавая интересный образ. Персонаж Фаннинг – вовсе не проститутка с золотым сердцем, широко распространённый тип в нуаре, а девушка со сломанной душой, почти не отличающаяся от своего защитника. Химия между актёрами хорошо работает для тех ролей, которые они играют – с искрой, но без откровенных сексуальных намёков и при этом всё же не откровенно платоническая.
История «Галвестона» заканчивается только так, как она может закончиться, но одна из главных ошибок фильма заключается в том, что финальную ситуацию не дожали до точки кипения. Честно говоря, несмотря на всю лиричность эпилога, он немного разочаровывает своей устремлённой в никуда манерой поставить точку в истории. Хотя это окончание чуть ли не портит основную мысль, оно всё равно закрепляет важную идею о «вытеснении» людей из жизни. Вряд ли суммарный «Галвестон» лучше, чем его составные части, однако, похвалить триллер стоит: нечасто можно стать свидетелем того, как усталая криминальная драма эволюционирует в экзистенциальный кризис.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 18 октября