ВДОВЫ (WIDOWS)
2018, США-Великобритания, 129 мин.
Жанр: криминал, драма
Режиссёр: Стив МакКуин
В ролях: Виола Дэвис, Лиам Нисон, Джон Бернтал, Мишель Родригес, Элизабет Дебики, Колин Фаррелл, Дэниэл Калуя
Тема сильных женщин всегда была актуальна в кино. Достаточно вспомнить несгибаемую Скарлетт О'Хару из эпохальной экранизации «Унесённых ветром», Катю из кинокартины «Москва слезам не верит» или Эллен Рипли из фантастической франшизы о Чужих. Это разные истории и разные люди, но всех их объединяет непоколебимая сила духа, неиссякаемый оптимизм и жажда жизни. Редкие и для мужчины качества по-новому раскрываются в персонажах привычно кротких и скромных. При помощи сложных, неоднозначных образов, в которых подчас заключены противоречивые чувства и черты характера, авторы говорят о своём мире. Успешный постановщик Стив МакКуин («Голод», «12 лет рабства») решил поведать о своей вселенной. Для этого он снял криминальную драму, в центре которой действует как раз такой сильный женский герой – Вероника Роулингс в исполнении обладательницы «Оскара» за фильм «Ограды» Виолы Дэвис.
События истории стартуют, когда глава чикагского профсоюза учителей, которую как раз и играет оскароносная актриса, лишается мужа. Тот погибает в ходе неудавшегося ограбления. Дело в том, что её благоверный – преступник со стажем. Впав в депрессию, женщина не знает, как ей жить дальше. Однако судьба сама подбрасывает решение проблемы. Чтобы рассчитаться с долгами супруга, женщина намеревается осуществить свою операцию. Но для этого ей нужны сообщники. Точнее говоря, сообщницы. Приступив к их вербовке, миссис Роулингс, кажется, уже не остановится.
«Вдовы» говорят о месте женщины в суровом мире мужчин, дружбе, доверии и выполнены во всегдашней отстранённой, холодной манере МакКуина. Вместе с тем это остросюжетный триллер с отменно прорисованной идеей и выпуклыми героями. Это усложнённая, приближенная к реальной жизни, бескомпромиссная версия «8 подруг Оушена». В постановке роскошный актёрский состав, напряжённая, хоть на этот раз и невыдающаяся музыка Ханса Циммера, а также небезынтересный сценарий с несколькими жирными твистами.
Экстраполируя пороки современного общества (разумеется, прежде всего кинематографист говорит о пороках общества американского), создатель «12 лет рабства» бросает Веронику на амбразуру, затягивает потуже сценарные винтики, чтобы в скупой, сдержанной манере оригинально рассказать неоригинальную в общем-то историю. Поддержку он получает со стороны своих героев и артистов. Свита протагониста в лице Линды Мишель Родригес, Элис Элизабет Дебики и Белль Синтии Эриво помогает лучше раскрыться Веронике, не превращаясь при этом в блеклый фон для основной повествовательной линии. Пожалуй, ярче всех среди них проявляет себя нордическая блондинка Дебики – актриса притягивает своей харизмой, существующей где-то на стыке между сексуальным и смешным; кажется, звезда «Острых козырьков» вполне может выбиться на Олимп кинославы.
А вот сумеет ли это сделать в обозримом будущем постановщик фильма – пока вопрос. По «Вдовам» видно, что Стив МакКуин настойчиво пытается угнаться за двумя зайцами. Сохраняя безукоризненную форму, режиссёр жаждет наделить её содержанием. Новым содержанием. Вот полицейский убивает невиновного, вот вор стреляет в неудачно оказавшегося не в том месте и не в то время свидетеля, вот обнаруживается, что за ложью скрывается ещё большая ложь, вот любовь оборачивается трагедией, а на останках трагедии строятся новые отношения, грозящие стать нечто большим, чем обыкновенная любовь – крепкой дружбой. Двусмысленные ситуации соединены с мейнстримными приёмами, а интересные ходы – с избитыми клише.
От таких изворотов порой рябит в глазах, но иногда получается и причмокнуть языком. Картина дарит разнородные чувства и обращает зрителя к его насущным проблемам. Однако «Вдовы» – в отличии от предыдущей работы афроамериканца – это неровный фильм, который в погоне за оригинальностью и совершенностью превратился в простое, пусть и небезынтересное творение о предательствах, самоопределении, важности чувства плеча и о мести, которую, как известно, стоит подавать холодной.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 22 ноября