БРАТЬЯ СИСТЕРС (THE SISTERS BROTHERS)
2018, Франция-Бельгия-Испания-США-Румыния, 121 мин.
Жанр: вестерн, драма
Режиссёр: Жак Одиар
В ролях: Хоакин Феникс, Джон Си Райли, Джейк Джилленхол, Риз Ахмед, Рутгер Хауэр, Эллисон Толман
В Соединённых Штатах ковбойские фильмы обрели популярность ещё на заре двадцатого века во времена Гилберта Андерсона и Эдвина Портера. За долгие годы существования жанр познал как вкус успеха, так и горечь неудач. В настоящее время вестерн – уже не тот лихой вояка, в два счёта опрокидывающий врага и прыгающий в постель с двумя красотками в охапку. Для произведений, фокусирующихся на героях и событиях Дикого Запада, с середины прошлого столетия наступил период упадка. Яркие отдельные вспышки («Поезд на Юму», «Железная хватка», «Джанго освобожденный») лишь подтверждают общее правило. В этом году свою историю, основанную на фольклоре фронтира, поведал Жак Одиар – французский постановщик, заслуживший европейскую славу в середине девяностых.
«Братья Систерс» сняты по одноимённой книге канадского романиста Патрика де Витта. Речь в фильме идёт о двух братьях – опытных охотниках за головами Эли (Джон Си Райли) и Чарли Систерс (Хоакин Феникс). Цель их очередного задания – старатель Уорм (Риз Ахмед), по слухам сумевший создать идеальную формулу для поиска золота. Но ситуация осложняется, когда Уорм знакомится с таинственным Джоном Моррисом (Джейк Джилленхол), у которого на искателя приключений свои планы.
Главные роли в постановке исполнили Хоакин Феникс и Джон Си Райли. И если для первого образ беспощадного, беспринципного убийцы не в новинку, то второй известен прежде всего как комедийный и второплановый актёр. Но звезда «Чикаго» и «Стражей Галактики» не только не теряется на фоне монструозного Феникса, но и перехватывает у того первую скрипку. Его Эли – чуть более сложный герой, которому несложно сопереживать. Хотя не будь у Чарли сумасбродного, взрывного характера, являющегося противовесом спокойного нрава брата, история потеряла бы в красках.
В то время как Джон Си Райли и Хоакин Феникс примеряют на себя маски хорошего и плохого полицейских, Джейк Джилленхол и Риз Ахмед (вы могли видеть имеющего английские и пакистанские корни актёра в первом спин-оффе «Звёздных войн», а также в телесериале «Однажды ночью») предстают перед зрителем в образах вдумчивых и предприимчивых дельцов, отлично оттеняющих пороки и достоинства братьев Систерс.
Само же повествование, выдержанное в отчасти ироничном, отчасти философском ключе, не изобилует традиционными для жанра перестрелками и погонями (хотя и они в картине есть), но больше концентрируется на взаимоотношениях Чарли и Эли. При помощи этих двух протагонистов французский режиссёр апеллирует к американскому эпосу. В своей картине он делает амбициозную и небезуспешную попытку взглянуть на путь чужого для себя народа, при помощи локальной истории и стереотипных в общем-то персонажей проследив их духовное и моральное развитие.
Конечно, кинематографист сохраняет нейтралитет, не делает скоропалительных выводов. Он с уважением относится к культурному наследию североамериканцев, с пиететом работает с текстом де Витта (Одиар сам выступил в качестве сосценариста), живописуя на экране архаичную картинку героико-приключенческих подростковых романов. Но как минимум одно умозаключение, к которому подталкивает постановщик зрителя, в ленте имеется.
Оно неплохо рифмуется с озвученными в полотне популярными идеями о конечности любого, даже самого длинного, пути, отсутствии в жизни абсолютного чёрного и белого цветов, бренности всего сущего, и, следовательно, важности ценить то, что имеешь. Эта мысль, выведенная жирным курсивом в финальной сцене, говорит о бессмысленности любых денег мира, любых смертей и жертв перед тем единственным, что нам даровано с самого рождения – материнской любовью. И пусть основной сюжет «Братьев Систерс» – это в достаточной степени аллегория, полное опасностей путешествие Эли и Чарли за славой и золотом вполне можно назвать долгой дорогой домой.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 29 ноября