ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННЫЕ (SPIDER-MAN: INTO THE SPIDER-VERSE)
2018, США, 117 мин.
Жанр: фантастика, анимация
Режиссёры: Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман
Роли озвучивали: Шамеик Мур, Джейк Джонсон, Хейли Стайнфелд, Махершала Али, Брайан Тайри Генри
После успешной сделки Марвел и студии Sony права на дружелюбного соседа и нью-йоркского паутиноплёта частично вернулись первым, благодаря чему Человек-паук уже в третьей своей кино-инкарнации радует фанатов киновселенной Марвел харизмой и непосредственностью Тома Холланда . Впрочем, хитрые боссы Sony не лыком шиты и отнюдь не готовы так просто отказываться от дойной коровы, а потому в то время, как киновселенная Марвел лихо эксплуатирует своего самого популярного персонажа, «соники» решили зайти с другого бока и вывести на экраны многочисленных около-паучьих персонажей, первым из которых стал колоритный симбиот Веном, нашедший лучшего друга и носителя в лице Тома Харди.
Но речь в этом материале пойдет не о Веноме, а всё о том же дружелюбном соседе Человеке-пауке. И даже не об одном.
Паренёк Майлз Моралес был обычным школьником, в меру умным, достаточно скромным, пока однажды не оказывается укушенным экспериментальным пауком… Знакомая история, не так ли? В комиксах Майлз появился в 2011 году как замена Питера Паркера из Ultimate-вселенной, где тот погиб в схватке с Зелёным Гоблином. Персонаж имел тот же набор способностей, что и оригинальный Человек-паук и несколько уникальных, вроде невидимости и умения парализовывать биотоком. До недавних пор Майлз и Питер из другой вселенной успешно сосуществовали вместе на страницах комиксов, а в 2014 году даже приняли участие в глобальном паучьем кроссовере, выяснив, что таких, как они – носителей паучьей силы – множество в разных вселенных. Кроссовер получил название Spider-Verse или «Паучьи Миры», и именно он стал основой для новой анимации студии Sony, призванной обратить внимание на те аспекты жизни Человека-паука, которые зрители никогда раньше не видели в кино.
«Человек-паук: Через вселенные» знакомит нас с Майлзом, сыном простого нью-йоркского копа, который получает способности, схожие со способностями кумира миллионов – Человека-паука. А когда прямо на глазах Майлза злодеи убивают героя, паренёк понимает, что никто кроме него не сможет помешать планам коварного Кингпина сломать границы вселенной. Но в этой войне Майлз не один – неожиданно на помощь юному герою приходят другие адепты паучьей силы из своих вселенных: другой Питер Паркер, дерзкая Гвен-Паук, мрачный Нуарный Человек-Паук времён Великой Депрессии, Пенни Паркер с ручным роботом из XXX века и мультяшный Свин-Паук.
«Через вселенные» – это смелый анимационный эксперимент, вытягивающий хорошо знакомого героя в новые для него условия и выводящий на первый план отнюдь даже не Питера Паркера, а его молодого протеже. Этим «соники» словно тестируют зрителя – насколько ему придётся по душе новый герой и можно ли запускать с ним полноценную франшизу. И те, кто хорошо знаком с историей Майлза Моралеса, в курсе, что он далеко не обыкновенная копия с Питера Паркера. Майлз отличается от Паркера мотивацией, подходом к своему супергеройскому ремеслу, у него свои непростые отношения с семьёй и родным дядей, который будучи злодеем Бродягой, намеревался убить племянника.
Сценарий анимационного фильма хоть и использует общий сюжетный мотив из «Паучьих миров», но не цитирует никакой конкретно комикс, создавая нечто абсолютно новое и грамотно обыгрывая концепцию мультивселенной, где в разных мирах могут жить разные версии одного и того же персонажа. На этом базируется очень много остроумных шуток и гэгов, которыми «Через вселенные» буквально фонтанирует.
Обращаясь к персонажам, хочется похвалить Sony за то, что в трейлерах они не проспойлерили всё на свете, и появление некоторые колоритных героев и злодеев было действительно внезапным. И хоть речь идёт лишь о вариациях из параллельных миров, но вариации эти получились не менее запоминающимися и интересными, чем знакомые по комиксам и фильмам оригиналы. Именно в этой экспериментальности и желании сделать и показать нечто новое видится главное и неоспоримое достоинство мультфильма.
А ещё, разумеется, анимация, сочетающая в себе 3D-технологии с элементами двухмерной прорисовки и стилизацией под комиксы. Временами, правда, анимация персонажей кажется чересчур заторможенной, но это ощущение проходит сразу, как позволяешь себе погрузиться в мультфильм с головой. Яркие сочные цвета, кислотные фоны, неожиданные визуальные решения – кажется, Sony решила продемонстрировать самые передовые возможности своего анимационного подразделения, и эти возможности мало кого оставят равнодушным.
Отдельно хочется отметить превосходную работу со звуком и удачный саундтрек. Пожалуй, после просмотра мультфильма первым желанием становится прослушать все задействованные треки повторно и обогатить ими свой плейлист.
«Человек-паук: Через вселенные» – это крутой постмодернистский трип, открывающий знакомого персонажа и его окружение с новых необычных сторон. Он, безусловно, придётся по душе всем поклонникам паутиноплёта, но и вряд ли оставит равнодушным тех, кто не очень хорошо разбирается в паучьей вселенной. Обилие шуток, первоклассная графика, лихой сюжет – работа Фила Лорда и Кристофера Миллера имеется все шансы стать лучшей анимационной картиной этого года.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 13 декабря