БАМБЛБИ (BUMBLEBEE)
2018, США, 113 мин.
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Режиссёр: Трэвис Найт
В ролях: Дилан О’Брайен, Хейли Стайнфелд, Джастин Теру, Джон Сина, Анджела Бассетт, Памела Адлон
Война за Кибертрон проиграна и автоботам во главе с Оптимусом Праймом приходится спасаться бегством. В порыве отчаяния лидер сопротивления посылает одного из своих верных бойцов, рядового Би-127, на Землю. Цель – защищать планету, пока не подтянутся основные силы повстанцев. Приземление у Би получается жёстким – он практически повторяет сюжет "Хищника", сваливаясь прямо на голову подразделению спецназа и вызывая немедленный перерасход патронов. Однако возглавляющему отряд Джону Сине не получается отыграть Шварценеггера – напряжённую обстановку спешно разряжают прибывшие в погоне за жёлтым трансформером десептиконы. В ходе драматичной схватки главный герой побеждает, но получив тяжёлое ранение, теряет сознание и остатки памяти, успевая, однако, принять форму фольксвагена-жука. Спустя какое-то время его найдёт на свалке девушка, косплеящая вокалиста Tokio Hotel, отряхнёт от пыли и поможет адаптироваться в мире людей.
«Бамблби» поначалу напоминает какой-то своеобразный ностальгирующий ребут «Трансформеров» 2007 года. Вступительная экшн-сцена, падающие с неба и маскирующиеся под земную технику трансформеры, знакомство с человеком-протагонистом, получение в качестве подарка старой машины жёлтого цвета и множество проблем, которые приносит робот в семье. Однако Трэвис Найт (снявший до этого «Кубо. Легенда о самурае») практически сразу даёт понять, что он родом совершенно с другой планеты, нежели Майкл Бэй, а потому вместо грохота металла, рёва моторов крутых тачек и девушек модельной внешности на фоне развевающегося американского флага будет практически идеальное семейное кино. Ещё не ремейк «Инопланетянина», но уже почти игровая версия «Стального гиганта» со всеми вытекающими, радующая тру-фанатов правильным дизайном неорганических инопланетян (ближе к оригинальным мультфильмам, чем к ночным фантазиям самого взрывоопасного американского режиссёра) и умеющим (но не долго) говорить Бамблби.
Номинант на премию «Оскар», он же президент анимационной студии Laika, он же бывший рэпер и сын основателя компании Nike на пару со сценаристкой Кристиной Ходсон реанимируют загнувшуюся киновселенную, превращая дикий сплав компьютерной графики и сюжетных нелепостей в простую и грамотно работающую историю родом практически из 80-х. Впервые в центре повествования оказываются не грузовики верхом на гигантских меходинозаврах, а взаимоотношения девушки и её новоиспечённого робота-друга. В начале фильма теряющий синтезатор речи и часть ячеек памяти, Би-127 превращается из машины-убийцы в умилительного неповоротливого няшку, получает знакомое всем прозвище Бамблби и привыкает к реальности пригорода Сан-Франциско. Его симпатичный пейринг с героиней Хейли Стайнфелд занимает основную часть экранного времени, оставляя схватки и прочий экшн напоследок и прикладывая максимальные усилия для спасения франшизы от завершения (в первую очередь), а мира – от истребления.
Однако не стоит ждать привычного предыдущим частям эпического размаха: «Бамблби», по меркам остальных фильмов серии, весьма камерное кино. Всё действие практически целиком происходит в небольшом городке, вместо трёх десятков постоянно мелькающих в качестве массовки трансформеров фигурируют лишь трое основных плюс камео Оптимуса Прайма, который в кои-то веки не играет в сюжете принципиально важного значения. Трэвис Найт сосредотачивается на создании совершенно не типичного для франшизы микрокосма в лайтовых декорациях выбранной эпохи с соответствующими отсылками, постерами, музыкальными хитами и постоянными упоминаниями Холодной войны в качестве универсального политического клише, оправдывающего перманентную глупость местных военных.
Удивительно, но едва ли не самыми безыскусно поставленными моментами фильма являются боевые сцены, в которых всё происходит словно по заранее известным шаблонам и вместо разрушения архитектурных элементов и выкорчёвывания лесопосадок роботы по-тихому месят друг другу металлические морды, решая судьбу планеты буквально в нескольких локальных стычках. Те, кто придёт за дозой постыдного удовольствия от бэевской безвкусицы, несомненно разочаруются, но остальных, пожалуй, будет ждать приятный сюрприз. «Бамблби», конечно, кино не особо интересное, но от этого отнюдь не плохое, в чём-то даже душевное, и перенимающее от родившей его франшизы ту единственную вещь, что действительно могла его спасти – любовь к постоянному обновлению ретеллинга о прошлом трансформеров на Земле. Хаотичная и распираемая от многочисленных ненужных деталей футуристическая мифология, в своём беспорядочном сценарном развитии добравшаяся до времён короля Артура, возвращается назад в будущее, чтобы осознать, насколько важно в истории про гигантские механизмы инвестировать в человеческие взаимоотношения и чудо дружбы между двумя героями, отличающимися в той достаточной степени, чтобы суметь изменить жизнь друг друга.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 13 декабря