Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Две королевы
Автор: Кирилл БанницинДата: 23.01.2019 19:25
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ДВЕ КОРОЛЕВЫ (MARY QUEEN OF SCOTS)
2018, Великобритания, 124 мин.
Жанр: драма, биография, история
Режиссёр: Джози Рурк
В ролях: Сирша Ронан, Марго Робби, Джек Лауден, Джо Элвин, Дэвид Теннант, Гай Пирс, Анджела Бэйн



Шотландия, бородатый 1561 год. Восемнадцатилетняя королева Мария Стюарт возвращается в родные пенаты после смерти супруга - короля Франции Франциска II. Придворные и прочий люд встречают вернувшуюся особу неоднозначно – кто-то готов (почти) безропотно принять власть по праву, а кто-то яростно противится и кличет блудницей при всём честном народе. Ещё бы – женщина, к тому же католичка, во главе патриархального протестантского общества. Заволновалось не только шотландское дворянство, но и правящая элита Англии во главе с Елизаветой I, у которой теперь появляется сильный соперник в вопросе престолонаследия.

Бо Уиллимон, шоураннер и сценарист «Карточного домика», взяв за основу книгу британского историка Джона Гая «Моя жизнь принадлежит мне: настоящая история Марии – королевы Шотландии», старательно перерабатывает исторические факты, стремясь придать им больше актуальности в контексте социальных веяний последнего времени. Политические интриги и борьба за престол (не столько сегодняшний, сколько будущий) превращается в конфронтацию двух женщин, которые никак не могут найти друг с другом общий язык. Причём их столкновение происходит по большей части дистанционно, с помощью писем, слухов, строящихся придворными козней, пока сами героини совершают параллельное путешествие в декорациях XVI века, сражаясь с единой для обеих бедой – манипуляциями жестоких, алчных придворных мужского пола. Так уж выходит, что для сценария Уиллимона историческая подоплёка становится почвой для визуализации одной большой феминистской аллегории, но его идея теряет свою остроту с каждой реализуемой на экране сценой.

Джози Рурк, одна из самых примечательных британских театральных режиссёров современности, в своём кинодебюте больше увлекается постановкой самих сцен, нежели их качественным содержанием. Великолепные декорации, костюмы, съёмки, чернокожие в составе Тайного совета, азиатка в свите одной из королев, сильные женщины, слабые мужчины – в общем, соблюдено всё, что мог бы потребовать толерантно настроенный зритель. Однако этот ориентир на современные ценности в итоге слабо оправдывает себя, сводя всю возможную глубину и разнообразие сюжетный перипетий к плоскому личностному конфликту с частыми отступлениями от темы. Пока Мария занята инспекцией шотландских пейзажей и собственными романтическими увлечениями, Элизабет тщательно блюдёт своё целомудрие и борется с оспой – не так уж и много для (около)исторической драмы. И можно было бы сказать, что рассказываемая история вовсе не претендует на достоверность, да и вообще она не о том вовсе, но внятнее «Две королевы» от этого не станут.

Мотивы персонажей корректируются в угоду поворотам сюжета, который становится всё более непоследовательным. Собственно, начало этому положено ещё в прологе ленты, демонстрирующем подготовку к казни шотландской королевы. Эту сцену покажут в дальнейшем ещё раз, как нетрудно догадаться, в эпилоге фильма, однако, подвести к этому у создателей нормально не получается. Как и не получается твёрдо следовать чётко обозначенному (как казалось в начале) противопоставлению друг другу двух волевых женских характеров. Внутренней силой в итоге оказывается наделена только Елизавета I (Марго Робби и её накладной нос в одной из лучших ролей актрисы). Мария Стюарт (как обычно ровная Сирша Ронан) становится едва ли не главным символом местной терпимости, одинаково готовая принять обратно как недавнего предателя, так и придворного гея, чрезмерно увлекающаяся собственными чувствами и превращающая свои достоинства в роковые недостатки.

При прочих равных условиях всё вышеперечисленное вряд ли можно было бы назвать фатальными минусами, выбери Джози Рурк другой подход к экранизации. Но она снимает исключительно как видит и как привыкла, видимо, делать это на театральной сцене – стремясь создать первое впечатление с помощью внешних декоративных элементов и эмоций главных героев, отодвигая и без того не идеальную сюжетную конструкцию на второй план. Результат получается противоречивый и практически бесполезный с точки зрения художественной ценности – знаковым фильмом «Двум королевам» не стать и запомниться им практически нечем. Кроме, разве что, занимающейся квиллингом Марго Робби, балансирующей на тонкой грани между образами исторической личности и кэрроловской Королевы червей. Что в данном контексте почти одно и то же.

Кирилл Банницин

В кинотеатрах с 17 января
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 409 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio