ЗЛО (MALICIOUS)
2018, США, 91 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссёр: Майкл Уинник
В ролях: Бояна Новакович, Джош Стюарт, Делрой Линдо, Мелисса Болона, Ивет Йейтс, Люк Эдвардс, Жаклин Флеминг
Вы наверняка слышали старую хохму с «Русского радио»: «Жила-была девочка… Сама виновата!» Так и с молодожёнами, вечно переселяющимися из благополучных, пусть и не слишком просторных центров к чёрту на кулички в большие дома, граничащие с дремучими лесами. Не припомнить более популярной завязки для ужасов всевозможного калибра, где непременно будут звучать истошные крики, отыщутся паранормальные явления и, конечно, само ЗЛО! Природа очередной потусторонней твари, охотящейся за молоденькой женщиной, может отличаться от клишированной предшественницы, но сама специфика давно апробирована – ошибиться с ней трудно. Отдельная песня, если потенциальная жертва ещё и готовится стать матерью: как многие помнят по «Ребёнку Розмари», посланцы загробного мира на это радостное событие реагируют очень своеобразно.
Бежать от заезженных стереотипов в устрашающем жанре сложнее, чем в других, но при нужной дозе креатива да с крупицей удачи и до боли знакомая фабула способна подарить немало интересных минут. С лентой «Зло» постановщика низшей голливудской лиги Майкла Уинника работают всё те же алгоритмы, что и в прочих «Заклятиях» и «Астралах», но попытка выделиться из серой массы «ужастиков на раз» несомненна. Ну да, снова легковерные супруги, опять древний артефакт (в данном случае шкатулка ацтеков), потеря ребёнка и высвобождение неведомого монстра с десятком одинаково жутких лиц. Чертовщина вторгается в гармоничный семейный быт с особенным удовольствием, потому как несостоявшийся отец – математик по профессии, и противиться ему приходится даже сестре жены, верящей в любую мистику. Подобный субъект – лакомый кусочек для раскрутки динамичного сюжета с постоянно опровергаемым, но упорно несдающимся скепсисом.
Столкновение пугающе достоверных образов и реальных происшествий подано по традиционным, то есть с обилием скримеров, стандартам, но в фильме удачно обыгрывается недоверие между близкими людьми. Да что там, человек перестаёт понимать мотивы собственного поведения, достаточно ему или ей увидеть себя в зеркале с агрессивной гримасой, а затем и с заговорщицки поднесённым пальцем к губам. Хоть и не мелькает с раздражающей частотой излюбленный паникёрский тезис «мы все умрём», а фактически он прописывается на правах специально приглашённой звезды, и не имеет значение состав идеалистов, надеющихся расшифровать неведомого противника и дать ему отпор. Персонажей в картине немного, но они довольно колоритные, особенно чернокожий харизматик Делрой Линдо в роли слепого профессора парапсихологии, или Мелисса Болона (сестра пережившей выкидыш хозяйки дома), чья броская сексуальность украшает ленту парочкой запоминающихся эпизодов. Примитивные характеры с одной стороны ограничивают фильм, но с другой – не отвлекают от виновника нагрянувшей беды, выпущенного из ларца и комфортно обжившегося в более просторных стенах.
Пессимистичная тональность основных событий не отменяет робко проглядывающей надежды. От неё, несмотря на «взрослый» рейтинг, Уинник до конца избавиться не сумел. Быть может, и не хотел, но, так или иначе, а самого зла в ленте с недвусмысленным названием маловато. Много его проявлений в различных ипостасях, и сама идея с воплощением в младенцах, девочках и даже картине на стене обеспечивает добротное напряжение, однако, в конечном итоге режиссёр и сам не разобрался, что же за гадость он выпустил на свет божий. Занятна мысль о нарушении самых строгих математических законов на примере необязательности «двойки» при сложении 1+1, и в том, что люди с годами вопреки наращиваемой продвинутости не становятся более уверенными при столкновении с необъяснимыми явлениями – есть разумное зерно. Не обошлось и без уместной самоиронии, чем отличился всё тот же Линдо. Словом, баланс между страхом и развлечением худо-бедно выдержан.
В многострадальной индустрии хорроров ныне редко обнаруживаются запоминающиеся постановки, и на неожиданно удачное «Тихое место» – по-прежнему десяток каких-нибудь «Оцепеневших от страха». Тенденцию не назвать бесперспективной, вот и скромненькое по размаху событий «Зло» нет желания клеймить заурядностью, но и рекомендовать к просмотру сложно. Это не хватающий звёзд с небес, умеренный во всех смыслах, но вполне годный фильм, и его не упрекнуть хотя бы в затянутости и вымученности. На симпатичных актёров посмотреть ничуть не менее приятно, чем на отмеченные печатью пережитого потрясения лица. Получилась старательная работа троечника, который очень стремится подтянуться до хорошиста. Желание, что ни говори, похвальное, а если в следующий раз мистер Уинник не будет носиться со шкатулкой как с писаной торбой, получится вообще прекрасно. Пока же – просто неплохо.
Александр Колесников
В кинотеатрах с 9 августа