ИСЧЕЗНОВЕНИЕ (THE VANISHING)
2018, Великобритания, 101 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Кристоффер Нюхольм
В ролях: Джерард Батлер, Питер Муллан, Коннор Суинделс, Сёрен Маллинг
Чертовщина какая-то произошла в декабре 1900 года на шотландских островах Фланнан, где годом ранее был открыт маяк. Для его работы там постоянно должны были находиться трое смотрителей, и как раз в указанное время службу несли Джеймс Дукат, Томас Маршалл и Дональд МакАртур. Когда 26 декабря на островок прибыл главный смотритель Джозеф Мур, то обнаружил, что все двери надёжно заперты, кровати расстелены, стрелки часов замерли, кухонный стол и вовсе перевёрнут, а его подчинённые бесследно исчезли. Ничто не указывало на местонахождение пропавших смотрителей. Последняя запись в журнале наблюдений датирована 15 декабря. До сих пор доподлинно неизвестно, что же на самом деле произошло на злополучном маяке, но, как это обычно бывает, теории, догадки и конспирологические заговоры вовсю гуляют по ютубам, а теперь эта мистерия добралась и до игрового кино.
Современный кинематограф таков, что обойти стороной подобные истории не то что не может, а скорее не имеет права, ведь это и впрямь любопытно, когда в основе сценария лежит реальное событие, окутанное налётом мистицизма. Но часто доброе начинание оборачивается разочарованием зрителей в целом и глубокой неудовлетворённостью поклонников всех этих невероятных загадок в частности. К примеру, «Тайна перевала Дятлова» Ренни Харлина оказалась всего лишь конвейерным found footage, представляющим из себя невыдающуюся хоррор-прозаику вместо адекватной альтернативной версии произошедшего с советскими студентами в 1959-м. Бонусом прилагались малобюджетные мутанты и студенты-неженки в суровых уральских снегах. Вот «Исчезновение» сериального постановщика Кристоффера Нюхольма где-то из той же оперы: изначально занятная вещица, которой не удалось выжать максимум потенциала.
Вместо таинственной интригующей мистики авторы предлагают понаблюдать всего лишь за тем, как суровых мужиков поместили в суровую реальность, где они нашли сундук а-ля «my precious», присвоили его себе и тем самым совершили роковую ошибку; подумаешь, видали мы триллеры и поинтересней. Но если во втором акте Нюхольм наконец разгоняет действо и даёт неплохую событийную динамику, добавляющую саспенса, то в третьем – сосредотачивается на гнетущей атмосфере, мрачном психологизме персонажей и трагедийной неизбежности. Очевидно, что режиссёр нарочито отказывается от триллерного «экшна» в угоду неторопливого нагнетания микроклимата (и погода здесь ни при чём), однако, такой подход больше утомляет, нежели волнует, заставляя вжаться в кресло. При этом с технической точки зрения это почти совершенное кино: от завораживающих пейзажей островка, со всех сторон обволакиваемого безразличным океаном, до уместно обесцвеченной картинки даже в редкие моменты солнечной погоды; от прекрасно переданной безысходности до вовсю драматического, а не привычно боевичкового Батлера. Опять же, все эти старания могли бы сослужить хорошую службу, будь рассказываемая история хоть чуть менее тривиальной. Но на деле имеем слишком прямолинейную псевдопритчу о человеческих пороках, которой без привязки «inspired by a true story» дышалось бы намного легче.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 21 февраля