Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Властелины хаоса
Автор: Егор РябцевДата: 06.03.2019 06:44
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ВЛАСТЕЛИНЫ ХАОСА (LORDS OF CHAOS)
2018, Великобритания-Швеция, 118 мин.
Жанр: драма, биография, криминал, музыка
Режиссёр: Йонас Окерлунд
В ролях: Рори Калкин, Эмори Коэн, Джек Килмер, Скай Феррейра, Вальтер Скарсгард, Энтони Де Ла Торре



Если фраза «истинный норвежский блэк-метал» вам что-то говорит, то события, лежащие в основе «Властелинов хаоса», не станут новостью. Если же нет, то стоит отметить непосвящённому зрителю, что этот один из наиболее… эээ, андеграундных жанров был сколь неприятен, столь и любопытен, хотя бы из-за людей, стоявших у его истоков. Довольно большое количество противоречивых персон этого направления увлекалось «интересными» вещами вроде сатанизма или нацисткой атрибутики. Ну а в начале 90-х события достигли точки кипения, когда музыканты стали сжигать церкви, а одного из родоначальников этого жанра по имени Кристиан Варг Квислинг Ларссён «Граф Гришнак» Викернес (он же просто Варг) какое-то время считали наиболее жестоким и опасным человеком в Норвегии, да и по сей день относят к одним из самых печально известных музыкантов в мире. Пролить свет на эту историю вызвался режиссёр Йонас Окерлунд, знакомый с «тёмной» сценой не понаслышке: в начале 80-х он был участником металл-группы Bathory, потом снимал музыкальные клипы. Что ж, у Окерлунда действительно есть кинематографический диапазон, простирающийся от жесткого триллера до чёрной комедии в этой пугающей драме о том, как неуверенные в себе мальчики меряются злодействами.

Итак, развязный парень по прозвищу Евронимус клянётся, что он – воплощение зла. На самом деле это не так: сын зажиточных родителей, которому посчастливилось родиться в тихой и спокойной Норвегии, просто «с жиру бесится» или пытается привнести в мир обывателей того, чего им не хватает – хаоса. Его чудачества ограничиваются разговорами о сатанизме, да желанием попугать старушек на улицах Осло. Его группа Mayhem – новое слово в жанре, особенно для такой консервативной рок-сцены, как в Норвегии в те года. Да, сперва они аутсайдеры, но рано или поздно к ним приходит слава. Где слава, там последователи, а где преданные фанаты, там и жажда музыкантов порадовать своих поклонников чем-то новеньким, а там уже и до беды недалеко.

«Властелины хаоса» не является кино-праздником разрушения. Экранизация событий одного из самых неприятных дней в истории мировой музыки (да, прообраз кульминации «Властелинов хаоса» музыкальные критики иногда называют именно так) в принципе представляет собой нелёгкую задачу. Участники Mayhem, если верить информации из интернета, действительно были лихими ребятами: резали себя на сцене, отрубали свиньям головы и впечатляли зрителей тому подобным. При этом они также берут взаймы у своих родителей машины, чтобы было на чём добираться до концерта, и снимают с курток нашивки Scorpions, потому что эта группа уже, видите ли, непопулярна. Сценаристы также грамотно передают и мировоззрение персонажей: их взгляды, состоящие из язычества, сатанизма и нацизма, не выдерживают никакой критики. Всё вместе это формирует правильные мысли о том, что же всё-таки стоит за любым андеграундным течением; почему одни люди, в частности молодёжь, так хотят быть «позерами» и к чему это может привести.

Между сценами насилия встречаются моменты, превращающие «Властелинов хаоса» в прозорливую комедию. Да, несмотря на антураж и зашкаливающий временами уровень насилия, это больше похоже на комедию о пацанах, стремящихся любой ценой стать популярными благодаря силам зла. Можно привести аргумент, что из всей компашки только двое по-настоящему злодеи (да, и один из них уж точно не Евронимус), а обществу повезло – единственными настоящими ошибками доморощенных сатанистов были эгоизм и глупость.

Интересная и малоизвестная история, к сожалению, временами сбоит из-за выбора направления и тона. Фильм, умышленно или нет, напоминает затянувшийся клип, сделанный в духе этих самых блэк-металлистов. Здесь есть сильные сцены насилия: жуткий эпизод самоубийства одного из героев, убийства и многие другие смелые и опасные ходы. При этом события как-то романтизируются, от чего становится жутко неудобно.

Эмори Коэн столкнулся с непростой задачей – сделать из Варга Викернеса угрожающего человека, а не опереточного маньяка. Задача становится вдвойне сложнее, учитывая, что в наши дни Варг стал человеком-мемом, да и сравнить с первоисточником можно легко: Граф Гришнак охотно ведёт блог на YouTube, где он отзывается обо всём подряд, включая премьеру «Властелинов хаоса». Коэну, однако, это удалось, особенно в нескольких эффектных сценах. У певицы Скай Феррейры в роли подруги Евронимуса достаточно экранного времени, чтобы вызвать интерес. Самого же Евронимуса сыграл Рори Калкин – актёр талантливый и органичный в этой роли, хотя временами из образа человека, что приносит боль, страдания и смерть, его клонит в сторону чёрного облака самолюбия. С другой стороны, это отлично играет на авторской задумке.

Как публичный взгляд на маргинальное движение, «Властелины хаоса», конечно, не проливают света на проблему деструктивных обществ для молодёжи, но фильм, безусловно, вызывает трепет. Наверное, для передачи духа того или иного движения не стоит ограничиваться строгими рамками субкультуры. Тревожная и непоколебимая реальность «Властелинов хаоса» показывает разницу между игрой в плохишей и настоящим злом, что наводит на определённые размышления: музыка не может быть причиной агрессии; зло банально, так что его истоки куда более прозаичны. Музыка же даёт нам понять, что кто-то ещё чувствует так же, как и мы. Что до зла… у Сатаны же может просто не быть слуха. Здесь куют металл!

Егор Рябцев
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 376 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio