TRUE CRIMES
2016, Великобритания-Польша-США, 92 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссёр: Александрос Авранас
В ролях: Джим Керри, Мартон Чокаш, Шарлотта Генсбур, Кати Оутинен, Влад Иванов, Роберт Венцкевич
В течение 20 лет Джим Керри демонстрировал актёрский диапазон, простирающийся далеко за пределы комедийных ролей. Конечно, в первую очередь на слуху именно не самые серьёзные образы, сделавшие его богатым и знаменитым, однако, если подумать о «Шоу Трумана» и «Вечном сиянии чистого разума», то виден и огромный потенциал Керри как актёра вообще, а не просто комика. Как и «Номер 23», другое обращение к «тёмной» стороне Керри без приправки юмором, «Настоящее преступление» показывает и внутренние демоны героя Джима Керри, и конкретную детективную историю. Продуманная, интригующая, но в то же время манипулятивная, циничная и эксплуатационная кинолента, вряд ли является годным материалом для Керри, и не потому что это триллер. Дело в том, что центральная загадка здесь не очень-то и интересна, а характеристики центрального персонажа проявляются не так значительно, как, вероятно, считали сценаристы.
Джим Керри играет Тадека – опального полицейского, который почти не выполняет свою работу и медленно едет крышей. Судя по всему, коп страдает от синдрома навязчивых состояний и его психологические проблемы усугубляются, когда он сталкивается со странным делом: убийство произошло точно также, как и в романе современного маркиза де Сада – некоего Козлова. Полагая, что подозреваемый очевиден, Тадек начинает оказывать давление на Козлова, вступив с ним в опасную интеллектуальную игру.
Мир «Настоящего преступления» наполнен мерзкими поступками и токсичными личностями. Часто сценарий уделяет внимание вопросам садомазохизма, где элементы последнего заходят далеко за рамки сексуальной ролевой игры. Иными словами, «Настоящее преступление» по атмосфере и концепту продолжает идею каких-нибудь «8 миллиметров». С точки зрения визуала и различных деталей, «Преступление» способно понравиться: домашняя жизнь полицейского уныла (все члены семьи не смотрят друг на друга во время обеда, например), дневная работа детектива бесцельна, и вообще всё сделано нарочито тоскливо, передавая безжизненность Тадека. Серые и специально созданные скучные визуальные эффекты направлены на то, чтобы в сознании отозвались те же эмоции, что от просмотра гениального триллера «Семь», но этого не происходит из-за неспособности тошнотворно завораживать.
Однако вряд ли стоит рассчитывать только на визуал. Сюжет, к сожалению, здесь выглядит настоящим беспорядком. Тайна не поглощает из-за преобладающих в поведении персонажей откровенно смешных поступков. Тот же de facto антагонист в исполнении Чокаша ходит туда-сюда с жутким видом, воспевает свое женоненавистничество и насмехается над детективом. Шарлотта Генсбур, исполняющую роль бывшей работница секс-клуба, вообще творит что-то неразборчивое. Большую часть хронометража «Настоящего преступления» отдана на откуп как раз этих персонажей и именно через их действия тайна вроде как раскрывается. Это проблема, поскольку темп фильма ни разу не отклоняется от спокойного и предсказуемого развития событий. Словно вся кинолента застряла в режиме введения. Всё это чередуется наблюдением за секс-клубом, о функционировании и назначении которого мы так и не получим достаточно информации, и очень неловкой романтической линией.
Как только Керри наступает на след, «Настоящее преступление» начинает копировать сюжет «Грязного Гарри». Серьёзно, очень многие сюжетные элементы взяты из противостояния копа и маньяка Скорпиона. Тадек, хотя и готов играть на той стороне закона, оказывается слабоэффективным в этих методах, что, в конце концов, вновь вызывает лишь недоумение зрителя. Иначе говоря, истории не хватает согласованности – как в загадке, которая пытается выжать из предпосылки по-максимуму, так и в характерах героев.
«Настоящее преступление» является продуманным, интересным и одновременно незаметным и пустым эксплуатационным фильмом чистой воды. Кажется, прежде всего планировалось шокировать зрителя историями и вопросами сексуального унижения, а лишь потом в дело свою лепту должна была внести детективная составляющая. Несмотря на то, что сценарий, вроде как, основан на реальных событиях (см. дело Кристиана Бала), здесь мало детективной работы, особенно в моменты, когда в фазе активного развития история. А зрители-фанаты детективного жанра так вообще раскроют преступление ещё до того, как сценаристы представят «удивительные» сюжетные твисты. Сам же Керри, вероятно, является привлечением внимания из-за своей мрачной роли, но ни его эмоциональные реакции, ни игра в «кошки-мышки» с подозреваемым никогда не доходят до уровня гипнотической вовлечённости зрителя.
Егор Рябцев