РУССКОЕ КРАТКОЕ. ВЫПУСК 3
2019, Россия, 98 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёры: Наталья Назарова, Дмитрий Моисеев, Амир Сальянов, София Сафонова, Алиса Хмельницкая
В ролях: Мария Смольникова, Инна Степанова, Алексей Петров, Рамиль Вазиев, Евгений Константинов, Александра Дрочнева, Владимир Свирский
Отечественный киноальманах, третий за, формально, два номерных года, но фактически все они вышли в один семестр. Это вновь пятёрка короткометражек, успешно пытающихся показать жизнь в России за пределами Москвы и Петербурга и на этот раз обойтись без кадров с водкой.
Самая, пожалуй, талантливая здешняя зарисовка, и одна из двух, в которых полноправным персонажем выступает море – «Светлячок» – успевает за пару десятков минут проиллюстрировать два непростых характера и одного бабника с бородой. Это ненапыщенная трогательная драма про беспутного смотрителя маяка и девочку с лёгкими неврологическими проблемами (сама она объясняет их простым северодвинским «такая выросла» и иногда всё-таки плачет), но в таком скромном описании на самом деле уже многовато спойлеров, так что больше ничего не скажем; однако, история замечательная и вообще яркий пример, что называется, таланта писать и снимать кратко, но так, чтобы перед тобой вырастала целая жизнь.
Напыщенная драма в альманахе тоже будет, к слову, и вы наверняка поймёте, какая именно. Будет и не отпускающая никакой национальный кинематограф тарантиновщина – как ни странно, вполне сносная – и тоскливый, даже постыдный реализм российской действительности, и такой же сюрреализм. Последним короткий метр точно подходит больше, ибо, согласитесь, бывает трудновато выдержать полтора-два часа собственного быта на экране (прости, «Аритмия»), но если всё это разбавить честными полицейскими, бандитами в смешных шапках и летающими рыбами, то уже становится не так грустно и даже вполне похоже на развлекательное кино. Сам проект «Русское краткое» себя старается позиционировать как работу молодых российских кинематографистов, но на деле под свое крыло собрал самых разных, в том числе и тех наших ребят, которые брали приз в Каннах. И будет неправильным называть его любительским, артхаусным, новой волной или, как модно говорить, нашим европейским кино. Это классическая современная школа и редкий случай, когда в сборнике, в общем-то, никакую работу не назовешь плохой, а также частый случай, когда есть очевидно лучшая.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 15 марта