МЫ (US)
2019, США, 116 мин.
Жанр: триллер, ужасы
Режиссёр: Джордан Пил
В ролях: Лупита Нионго, Уинстон Дьюк, Шахади Райт Джозеф, Эван Алекс, Элизабет Мосс, Тим Хайдекер
Комик Джордан Пил проснулся популярным в 2017 году. Его полнометражный дебют «Прочь» взорвал западные СМИ и всколыхнул общество, лавиной хлынувшее в кинотеатры. Лента, на первый взгляд выглядящая самым непримечательным фильмом ужасов, на деле оказалась изящным высказыванием о расизме, сегрегации и проблемах нетерпимости, вот уже не одно столетие терзающими Соединённые Штаты. Специалисты отмечали отточенный сценарий, который написал сам Пил, уверенную, особенно для дебютанта, режиссуру и неплохой монтаж. Также лестных эпитетов удостоился исполнивший главную роль Дэниэл Калуя.
Все эти достоинства, за исключением ведущего артиста, перекочевали в следующую постановку автора – повествующий о столкновении обычной афроамериканской семьи с непрошенными гостями триллер «Мы». В центре внимания Пила – женщина по имени Аделаида. Когда-то в детстве она потерялась и встретила девочку, как две капли воды похожую на неё. Потрясение, которое пережил ребёнок, ввело его в состояние транса, на долгое время лишило способности разговаривать и наградило на всю жизнь страхом перед тем самым местом, где произошла роковая встреча. Но был ли этот инцидент реальным, или же он стал плодом воображения Аделаиды?
Как и в случае со своим дебютным творением, «Мы» были вдохновлены различными популярными кино- и телепроизведениями. В частности, постановщик ориентировался на эпизод «Зеркальное отображение» из «Сумеречной зоны». Завязкой фильм смутно напоминает «Заводной апельсин» и «Сияние» Стэнли Кубрика, «Забавные игры» Михаэля Ханеке, структурой и настроением – «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена. Влияние классических лент вкупе с мастерством и собственными идеями Пила делают из картины законченный продукт. При беглом ознакомлении он может показаться обыкновенным триллером с ясной моралью и не самым впечатляющим твистом в финале. Однако на деле всё куда сложнее.
Конечно, «Мы» – не произведение о доппельгангерах. В лучшем случае ленту можно представить как фантастический триллер с острой примесью слэшера, не слишком кровавого и оригинального. Зато хватает оригинальности в заложенных в полотно идеях. Здесь вам и ссылки на пророка Иеремию, и метафоры – вполне точные и изобретательные – на современную Америку, её ценности и её жителей. Автор «Прочь» предельно самокритичен, немного саркастичен (в постановке вполне ожидаемо обнаруживаются несколько неплохих шуток – сказывается прошлое Пила), собран (сценарий «Мы», возможно, если и уступает сценарию предыдущей работы кинематографиста, то совсем немного) и вместе с этим не скатывается в трясину сложноустроенного, зачастую полностью понятного только самим авторам артхаусного произведения. Его фильм – находящееся на волне мейнстрима остросоциальное высказывание, неглупое, увлекательное и наталкивающее на размышления.
Джордан Пил уверенно совмещает развлекательное с интеллектуальным и задаёт верный вектор для своих актёров. На первом плане здесь – обладательница «Оскара», красавица Лупита Нионго («12 лет рабства», «Звёздные войны: Пробуждение силы», «Чёрная Пантера»). Отлично ей подыгрывают чуть менее известные Уинстон Дьюк (сериал «Американская семейка», «Чёрная Пантера»), многоопытная Элизабет Мосс (сериал «Рассказ служанки», «Квадрат»), юная певица, для которой «Мы» стали полнометражным дебютом, Шахади Райт Джозеф, а также Ивэн Алекс (сериал «Шучу»). Все актёры вместе с основными ролями также играют и роли своих злых двойников. За этим действительно интересно наблюдать. И пусть их трансформации зачастую больше походят на поразительные превращения цирковых артистов из клоунов в силачей, это не вызывает диссонанса – в контексте истории всё выглядит логично и уместно.
Важнее другое. Беря за основу классический сюжет о вторжении неизвестного зла в обыденный мир, Пил в общем-то говорит о простых истинах, но делает это чрезвычайно убедительно. Он твердит о том, что быть американцем – не привилегия, но ответственность, что различия между нами условны, а ложные ценности рано или поздно приведут всех нас к неизбежному фатальному исходу. Режиссёр мрачен в своих прогнозах, но всё же оставляет в них место для надежды, сумрачной, хилой, но тлеющей тихим огоньком. Путь к свету лежит через сомнения, ошибки и невзгоды. Когда на нас (история эта, конечно, концентрируется на Америке, но жителям других стран и континентов также есть над чем поразмыслить) светит солнце, где-то рядом всегда возникает тень. И кто даст гарантию, что за ней не прячется наш злой двойник, только и ждущий возможности вцепиться нам в горло?
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 28 марта