ДАМБО (DUMBO)
2019, США, 112 мин.
Жанр: фэнтези, семейный
Режиссёр: Тим Бёртон
В ролях: Колин Фаррелл, Майкл Китон, Дэнни ДеВито, Ева Грин, Алан Аркин, Нико Паркер, Финли Хоббинс
Тим Бёртон очень старается, временами даже чересчур – его версия диснеевской мультипликационной сказки о слонёнке с гипертрофированными ушами пытается понравиться всем и сразу, вступая (к счастью, успешно) в жёсткий конфликт с суровой реальностью. Среди всей конвейерной линейки диснеевских игровых ремейков «Дамбо» внезапно занимает свою особую нишу – это не попытка сделать покадровую копию с добавлением пригоршни новых деталей (как, скажем, «Красавица и Чудовище»), или приквел в надежде на новую франшизу (как «Малефисента»). Скорее фильм оказывается ответом на никем так и не заданный вопрос – а что же было после того, как слонёнок стал звездой?
Действие оригинала растягивается ровно вдвое – сначала будет пересказ старой истории на новый лад, а потом прямое продолжение, неожиданно грамотно вписывающееся в общую сюжетную канву. Поначалу кажется, что упор на реализм сыграет свою злую шутку (жестокое обращение с животными и кажущийся в паре кадров криповым компьютерный детёныш), однако, потом Бёртон заставляет поверить в себя. Пропащий режиссёр, который, казалось, уже полностью растерял своеобразие, внезапно возвращается вновь, доказывая, что только он мог столь гармонично вписать эту гротескную вариацию «Гадкого утёнка» в плоскость игрового кино.
Малыш Дамбо по-прежнему остаётся стержнем повествования, но его судьбу теперь целиком и полностью решают другие. Мышонок-мотиватор ушёл в прошлое и его место заняли многочисленные и разнообразные людишки с их жизненными проблемами. Обитатели бродячего цирка, переживающего не лучшие времена – коротышка-владелец (Дэнни ДеВито) и его депрессующая разномастная труппа, лица которых вы так и не запомните. Там вроде бы есть силач, факир, фокусник и корпулентная русалка, но всё внимание уделяется вернувшейся с полей Первой мировой войны экс-звезде родео – помятому однорукому персонажу с внешностью Колина Фаррелла. Лошадей в цирке больше нет, а потому ему придётся заняться дрессировкой животных крупнее, попутно восстанавливая отношения с детьми – плохо играющей девочкой, мечтающей стать новой Марией Кюри, и абсолютно бесполезным мальчиком, который нужен только для умножения сентиментального эффекта на два.
Однако думать, что в киноленте не найдётся места образам и сценам из мультфильма не стоит – новый «Дамбо» буквально пестрит оммажами, ухитряющимися ловко вписываться в тщательно создаваемую Бёртоном картину магического реализма. Улыбающийся паровозик, аисты, тот самый мышонок, волшебное перо и даже (кто бы мог подумать) галлюцинации с танцами розовых слонов находят своё вполне адекватное (с учётом кинематографических допущений) применение, делая фильм гораздо приятнее для поклонников оригинала. Хотя какое-то время здесь всё-таки придётся следить за развитием событий с недоумением, ведь зная хронометраж, можно легко предположить, что каждая сцена будет растягиваться с помощью слёзовыжимательных моментов. Но не стоит делать при просмотре поспешных выводов, ведь всё кардинально поменяется с появлением пары новых персонажей – прохвоста-предпринимателя (Майкл Китон в ужасном парике) и его спутницы, воздушной гимнастки в узорчатых чулках (Ева Грин в одном из своих идеальных воплощений).
Примерно с этого момента история окончательно превращается из ремейка в сиквел, неожиданный и по сути бесполезный, но (чёрт возьми) до чего же приятный. И примерно тогда же Бёртон окончательно просыпается, ведь отпадает надобность беречь основы оригинала и появляется необходимость создавать что-то новое. Пёстрый и гротескный Dreamland, ироничная насмешка над индустрией развлечений, получается у постановщика лучше всего – это его мрачная окологотическая фантазия, в которой развернётся основное эмоциональное действие фильма. История отлично управляет чувствами зрителя, в то время как сам режиссёр прекрасно понимает, как сделать полёт Евы Грин верхом на слонёнке максимально красивым (и такое возможно, поверьте) или заставить однорукого ковбоя в нужный момент снова эпично вскочить в седло.
Оперируя максимально простыми категориями и приводя повествование к логическому финалу, в котором не найдётся места увёрткам в виде многоточий с оглядкой на возможное будущее, Бёртон добавляет подытоживает всё дуболомной простецкой моралью о том, как важно оставаться самим собой, не стоит судить по внешности, что семья важней всего и ещё парочкой идей, которые легко додумать самому. Но, даже несмотря на окончательный уход в плоскость базовых понятий, «Дамбо» всё равно оказывается его лучшим творением за последний десяток лет и, что самое удивительное, одним из самых адекватных образцов хорошего семейного кино.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 28 марта