ДОМОВОЙ
2019, Россия, 104 мин.
Жанр: семейный, фэнтези
Режиссёр: Евгений Бедарев
В ролях: Сергей Чирков, Екатерина Гусева, Александра Политик, Ольга Остроумова-Гутшмидт, Павел Деревянко
Много ли вы сможете назвать современных российских сказок? Вероятно, на ум приходит пара-тройка. А сколько из них хороших? Таких, которые не стыдно и ребёнку показать, и самому приятно будет смотреть? Уже сложнее, правда?
А ведь когда-то наша страна, тогда ещё будучи Союзом, славилась своими семейными сказками, которые ныне входят в золотой фонд отечественного кинематографа. Так что же случилось такое, что в современной России разучились делать доброе светлое кино для всей семьи?
Главная проблема картин вроде «Тот ещё Карлсон» и прочих аналогичных поделок в том, что они абсолютно не знают своего зрителя и под обёрткой детской сказки чаще всего предлагают отведать пресный микс из штампов, идиотского юмора и плохой актёрской игры. Скушав подобное раз, в будущем зритель уже не захочет тратить свои кровные на то, что он и дома-то не стал бы смотреть.
Тем контрастнее выглядит новый фильм Евгения Бедарева по собственному, написанному совместно с братом Дмитрием, сценарию. «Домовой» среди современных отечественных сказок ощущается как глоток свежего воздуха и с лёгкостью и какой-то волшебной грацией утирает нос всем прочим неуклюжим попыткам снять отечественное фэнтези на благодатной почве славянского фольклора. Очевидно, сказался богатый опыт самого режиссёра, который уже имел дело с семейным кино («Тариф новогодний») и фантастикой (телесериал «Беловодье»).
История приводит зрителя в одну непростую квартиру, расположившуюся на 17 этаже одной из сталинских высоток в Москве. Жильцы в этой квартире подолгу не задерживаются, а соседи привыкли к постоянному шуму и крикам. Объяснение у них одно – домовой шалит, дескать, не любит он, когда в его квартиру посторонние вторгаются. Молодая мама Виктория (Екатерина Гусева) в домовых не верит и вместе с дочкой Алиной (Александра Политик) въезжает на новую жилплощадь, благо цена на неё привлекательно низкая, а риэлтор готова вселить новых жильцов хоть прямо сразу. Да только не успевают мать и дочь въехать, как в квартире начинается полный бедлам – мебель летает во все стороны, двери сами собой открываются и закрываются. Таким образом своё неодобрение выказывает местный домовой (Сергей Чирков) – обиженный на весь мир дух дома, которому не привыкать выпроваживать со своей жилплощади незваных гостей. Виктория и Алина решают обуздать своенравного домового, но они еще не догадываются, что главной их проблемой является не он, а корыстная ведьма мама Фима (Ольга Остроумова-Гутшмидт) и её недотёпа-сын (Дмитрий Бедарев), которые положили глаз на тайник с золотом, припрятанный одним из прошлых жильцов злополучной квартиры.
Чем подкупает «Домовой» Бедарева, так это ощущением настоящего волшебства и некоторой проказливостью. Сергей Чирков с остроконечными ушами, зелёными глазами и непослушной шевелюрой выглядит достаточно фактурно, ровно как и потомственная ведьма мама Фима – этакая смесь броской шарлатанки из «Битвы экстрасенсов» с захолустной Малефисентой. На проявления магии создатели картины не поскупились – в кадре постоянно что-то светится, искрится, переливается и взрывается. Спецэффекты сделаны добротно и не режут глаза, а главным украшением стал говорящий рыжий кот Кузя с голосом Павла Деревянко – нагловатый хам с замашками тирана. Кузю, конечно, определённо делали с кота Салема из старой телеверсии «Сабрины», но получилось настолько самобытно и весело, что обвинять Бедарева в заимствовании совершенно не хочется.
Помимо прочего, «Домовой» умело играет на поле семейного кино, умудряясь найти подход, как к юным зрителям, так и к родителям. А это крайне редкое умение, которое сегодня встречается далеко не в каждом отечественном семейном фильме. Где-то сценаристы вставят неуместную шутку для взрослых, да ещё вложат её в уста ребенка, где-то пройдутся едкой социальной сатирой. У «Домового» с этим проблем нет – фильм максимально отстранён от всевозможных политических веяний, лишён пошлости и даже вездесущий «продакт плэйсмент» здесь подается умеренно, почти не бросаясь в глаза.
«Домовой» Евгения Бедарева, внезапно, весьма привлекательная и яркая семейная фантазия на тему столкновения обыденности и волшебства, имеющая некоторые неочевидные параллели с культовым «Один дома» Коламбуса и подающая всё ещё актуальную мораль о важности семьи в новом свежем аспекте. Именно таким, пожалуй, должно быть российское фэнтези, снятое для отечественного зрителя и не пытающееся угнаться за западными форматами.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 11 апреля