КУРИОСА (CURIOSA)
2018, Франция, 107 мин.
Жанр: исторический, мелодрама
Режиссёр: Лу Жёне
В ролях: Ноэми Мерлан, Нильс Шнайдер, Бенжамен Лаверн, Камелия Джордана, Матильда Варнье
В последнее время тема феминизма в тренде. Не только в жизни, но и в кино. «Скрытые фигуры», «8 подруг Оушена», «Суспирия» версии Луки Гуаданьино, «Рома», «Фаворитка» и многие другие ленты в той или иной степени рассказывали о сильных женщинах и их проблемах. Новое высказывание по этому поводу поступило из Европы – дебютантка широкого метра, француженка Лу Жёне сняла фильм по мотивам подлинной истории, произошедшей во Франции девятнадцатого столетия.
В её центре – поэт Анри де Ренье (Бенжамен Лаверн), который женится на дочери другого стихотворца Мари (Ноэми Мерлан). Кажется, всё идёт своим чередом. Но стоит появиться на горизонте бывшему ухажёру Мари, тоже поэту и заядлому фотолюбителю Пьеру Луи (Нильс Шнайдер), как мнимая идиллия рушится. Девушка сходится с мужчиной, пускаясь в водоворот запретных страстей и постепенно начиная осознавать собственные скрытые силы и возможности.
Описание сюжета постановки похоже на изложение беллетристического романа. Не стоит удивляться – на деле «Куриоса» недалеко ушла от бульварного чтива. В работе Жёне исследуются женская сущность, потаённые женские мечтания и желания, но изыскания режиссёра более походят на неуклюжую попытку школьника-переростка постичь смысл жизни – он вроде бы старается, но на выходе получается лишь бессмысленная чепуха, имеющая мало общего с умозаключениями взрослого умного человека.
Сценарий мечется от вполне очевидных попыток нарисовать любовный треугольник – впрочем, затея реализована неубедительно – бедный муж Мари так и остаётся на периферии внимания; полноценного адюльтера не получается – до уж совсем неочевидных и неожиданных заходов на территорию Зигмунда Фрейда, Бернардо Бертолуччи и Ларса фон Триера. Однако и с исследованием женской сексуальности не заладилось. История постоянно отвлекается на второстепенные сюжеты, то слишком ускоряется, то чересчур замедляется, вспоминая про главную тему лишь ближе к концовке.
Что движет главной героиней, почему она стесняется себя и своего тела, каким образом Мари приходит к новым открытиям и какую роль играет в этом её муж и любовник? Ответы на все эти вопросы оказываются неясными, половинчатыми. Создаётся даже впечатление, что постановщик намеренно запутывает зрителя, водит его за нос, пряча основные идеи постановки где-то в самом укромном месте. Так, чтобы догадаться о них смог только самый смышлёный.
А вот герои, наоборот, часто и охотно раздеваются. Эротических эпизодов в «Куриосе» хватает, но ни один из них не пробуждает чувств, даром что все актёры симпатичные и привлекательные. Ноэми Мерлан – обольстительная брюнетка со вздёрнутым носиком и идеальными пропорциями – сделала бы честь любой постановке, но здесь выглядит лишь приятным аксессуаром. Её муж-рогоносец и любовник-красавец – бездушная свита при блеклом короле. Они пляшут под дудку нерадивого хозяина, который так и не смог выбрать основную тему вечеринки.
Мари словно бы проходит обряд инициации в женщины и выбирает спутника жизни. Она как будто играет людьми и не понимает, что с ней происходит. Беда в том, что в своих мыслях путается не только протагонист, но и зритель. Ленте отчаянно не хватает цельности. И пусть стараниями художников-постановщиков и актёров смотреть «Куриосу» не так тягостно, как могло бы, фильм вполне можно пропустить и потратить своё время на что-то по-настоящему заслуживающее внимания. Например, на прелестную девушку, благородного юношу или умную книгу. Пользы будет точно больше.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 30 мая