ЛЮДИ В ЧЁРНОМ: ИНТЕРНЭШНЛ (MEN IN BLACK INTERNATIONAL)
2019, США, 114 мин.
Жанр: комедия, фантастика
Режиссёр: Феликс Гэри Грэй
В ролях: Крис Хемсворт, Тесса Томпсон, Кумэйл Нанджиани, Ребекка Фергюсон, Рейф Сполл, Эмма Томпсон, Лиам Нисон
Золотое правило успеха – нужно уметь вовремя остановиться. К несчастью, этим правилом активно пренебрегают американские мувимейкеры, когда речь заходит о прибыльных франшизах. А ведь, казалось бы, сколько живых примеров перед глазами! Сколько киносерий блестяще начинали и сдувались в последствие непомерной алчности студий?
Впрочем, когда речь заходит о серии «Люди в чёрном» об успехе говорить можно с рядом условностей. Барри Зонненфельд, взяв за основу почти неизвестный комикс Лоуэла Каннингема, создал по-настоящему колоритную вселенную, в которой живёт бесчисленное количество живых и разумных существ. Благодаря яркой вселенной, динамичному дуэту Томми Ли Джонса и Уилла Смита и приятному юмору картины Зонненфельда сумели завоевать определённый культовый статус среди любителей фантастики. Однако уже вторая часть была встречена зрителями и особенно критиками с некоторой прохладой, да и третья, выпущенная спустя 10 лет после релиза второй, так и не дотянулась до уровня самой первой, что должно было стать тревожным маячком для студии Sony и дать понять, что, возможно, франшизу следует отправить на покой.
И её таки отправили на покой. Ровно на 7 лет. После чего кому-то в недрах голливудской махины пришло в голову перезапустить серию, вдохнув в неё новую жизнь и решив поставить на крыло новых модных веяний. Казалось бы, все слагаемые успеха на лицо – уже зарекомендовавший себя звёздный дуэт из обаятельного раздолбая (Крис Хэмсворт) и цинично-саркастичной «валькирии» (Тесса Томпсон), знакомый мир, передовые визуальные эффекты и популярные темы вроде феминизма, чтобы угодить самым капризным. Что могло пойти не так?
«Люди в чёрном: Интернэшнл» на первый взгляд склёпаны по узнаваемым лекалам прошлых частей. Перспективный новичок в лице Томпсон вербуется в сверхсекретное подразделение «ЛВЧ», получает в напарники прожжённого агента с внешностью Хемсворта и буквально сразу же натыкается на вселенский заговор, целью которого является уничтожение жизни на Земле. Но то, что у Зоннефельда получалось преподнести как развесёлый фарс, у Феликса Гэри Грэя вылилось в безликое и скучное подражание с туповатым юмором и гэгами, тотально пролетающими мимо кассы.
В сравнении с оригинальной картиной работа Грэя не выдерживает никакой критики. Начиная инициацией главных героев и заканчивая разнообразием пришельцев. Героиня Томпсон – самая махровая Мэри Сью, какую только можно представить. Она до гениальности умна, настолько, что в 5 лет читает Хокинга, а ЛВЧ на её фоне просто форменные дилетанты. Она в одиночку умудряется рассекретить целую тайную структуру, выследить с рабочего компьютера НЛО и без зазрения совести трудоустроить себя на работу мечты, ещё раз доказав полную несостоятельность и некомпетентность ЛВЧ как организации. При всех замашках настоящей иконы феминизма и полного отсутствия интереса к устройству личной жизни она, тем не менее, начинает «подтекать» при виде смазливого агента-мужика. В свою очередь этот самый агент, которого все считают самым крутым оперативником в штабе, выглядит как деревенский дурачок, ведёт себя как идиот, плюёт на субординацию и вообще удивительно, как всё ещё ходит живой-здоровый при тяге к необдуманным рискам. Дуэт Томпсон и Хемсворта, который отлично сыгрался в «Тор: Рагнарёк» здесь выдаёт ровным счетом тот же уровень игры, даже не пытаясь сделать своих персонажей разнообразнее. Это вообще беда Криса Хемсворта как актёра – он до безобразия одинаковый в комедийном жанре, делая в своей работе ставку на амплуа очаровательного простофили.
Отличительной чертой франшизы «Люди в чёрном» всегда было разнообразие инопланетных рас. Скорее всего, многие сразу же вспомнят гигантского червя в подземке, болтливых братцев-аннелидов Нибблза, Слибблза и Мэнникса, крошечного серого аркиланца или кого-то из злодеев типа Серлины или Orthopterous Exomorphs, так же известного, как жук Эдгар. Даже Борис Животное из третьей части обладал определённым очарованием и харизмой. На фоне такого многообразия видов как-то совсем печально выглядят инопланетяне из «Интернэшнл», представленные невнятными Близнецами (Лоран и Ларри Буржуа, хип-хоп танцевальный дуэт из Франции), управляющими материей и периодически пускающимися в пляс. Ведь надо же как-то оправдать назначение двух знаменитых танцоров на роль в фильме. Компанию Близнецам составляет Ребекка Фергюссон в качестве трёхрукой инопланетянки Ризы Ставрос, да коротышка Пешкин, говорящий в оригинале голосом Кумала Нанджани. Никто из новичков даже близко не приближается к оригинальности пришельцев из прошлых частей, а главный злодей, пожалуй, может взять главный приз в номинации «Самый бездарный подонок в современной фантастике с самой маловразумительной мотивацией». Ну хорошо, название номинации можно было бы и сократить, но сути это не меняет – до финального акта зритель, вероятно, даже не поймёт, что вообще происходит и против кого в этот раз выступают агенты, пока нам буквально пальцем не ткнут в главгада и не скажут, за что мы должны его не любить.
При на первый взгляд кажущейся актуальности «Люди в чёрном: Интернэшнл» бессовестно копируют всё лучшее, что было в первом фильме, но делают это топорно и без задора, сливая в трубу всё то, чем могла гордиться франшиза, когда у руля стоял Барри Зонненфельд – оригинальность, изобретательность и тонкий юмор. Картина Грэя по всем фронтам уступает оригиналу, превращая мягкий перезапуск в тихие поминки некогда одной из самых перспективных фантастических франшиз.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 12 июня