МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ (DUELLES)
2018, Франция-Бельгия, 97 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Оливье Массе-Депасс
В ролях: Верле Батенс, Анн Косенс, Мехди Неббу, Арье Вортхальтер, Жюль Лефевр, Луан Адам,
Сотни раз роковой момент всплывал перед глазами. Элис прогоняла кошмар как могла, но тот возвращался, терзал совесть и лишал покоя. Сомнения одолевали женщину: всё ли она сделала, чтобы спасти Максима, могла ли уберечь сына близкой подруги и предотвратить несчастье? Элис не удавалось быть безупречной матерью, и в глубине души она завидовала умению Селин ладить с детьми. Идиллия в двух семьях рухнула в тот миг, как не стало Максима. Два закадычных друга росли как братья, а остался один – Тео, сын Элис. Мальчик стал невольным наваждением Селин, символом невосполнимой потери, источником непокорного инстинкта, что с каждым новым днём только сильнее сводил с ума и довёл до пугающей мысли о жажде реванша.
Редкий случай, когда одно название способно передать сущность фильма, но в случае с постановкой талантливого бельгийца Оливье Массе-Депасс так и произошло. Упоминание предназначения женщины окрашивается чёрным цветом при трагических обстоятельствах и заставляет ужаснуться той лёгкости, с какой счастье и благополучие уступают место тоске и скорби. Ребёнку хватило шага за котом, чтобы в характере матери произошли необратимые перемены. Женщина не справляется с дрожью в коленях при созерцании пустой детской, но раз сама ещё дышит, то снова нужна цель. Массе-Депасс не стал усердствовать с поиском нового смысла жизни, но этого и не требовалось. Одержимость и паранойя оказались тут как тут, окутали сознание Селин, перекинулись на Элис, стали навязчивыми спутниками обеих и инструментами режиссёра.
Стилизация под буржуазные шестидесятые и ретро-шарм картины резко контрастируют с характерным хичкоковским напряжением. Массе-Депасс старательно подражает мастеру, играет с чувствами женщин и умело поддерживает интригу с именем главной виновной до развязки. Бельгиец напирает на исходное метафизическое родство любви и безумия. Вот почему от сцены к сцене маятник с надписью «она опасна» касается то Селин, то Элис. При этом режиссёр не чурается и повторений: разговоры начистоту сменяются примирительными объятиями, затем следует новое происшествие, и далее по кругу. Цикличность проходит по тонкой грани эмоциональной сопричастности, но ни разу не нарушает. Фильм не преподносит откровений в жанре психологического триллера, задействует знакомые по «Тени сомнения» Хичкока приёмы и удивляет недетской серьёзностью Тео. Грустные глаза мальчика говорят о противоестественности ситуации лучше слов.
В библейской притче царь Соломон предложил двум женщинам разрубить ребёнка пополам, раз они не могли поделить между собой. Отказ и великодушие одной спорщицы помогло определить настоящую мать, но в фильме мудрость отсутствует как явление. Массе-Депасс ещё и иронизирует, когда вкладывает разумные слова в уста отца Максима, который ищет спасение в бутылке. Такое чувство, словно мужчины в раскладе не учитываются изначально. Режиссёр не верит в главенство терпения матери, и его можно понять: не понаслышке знаком с драматическим потенциалом Анн Косенс – это третий их совместный фильм. Мягкая улыбка и тёплый взгляд шатенки средних лет приглушают бдительность – она лицедействует вне каких-либо ограничений, сочетает чуткость с беспощадностью, щедрость с расчётливостью. Материнский инстинкт обладает невиданным диапазоном эмоций, и Массе-Депассу пригодились они все, чтобы сделать фильм страшным, пронизывающим и незабываемым.
«Материнский инстинкт» является экранизацией женского романа «По ту сторону ненависти» и дополняет простой сюжет крупицами общечеловеческой драмы в броском старомодном исполнении. Интонационно лента однородна, и определение злодеяния получилось размытым. Многое в картине происходит по воле судьбы, а когда естественный ход событий требует ускорения, то на выручку приходит экспрессия. Волнения обеих героинь естественны и понятны, но опустошение с чувством вины за компанию сужают фабулу до тривиального разыгрывания лишней. Бессердечный подход, но оправданный с учётом понимания режиссёром женской натуры. Хитрый Массе-Депасс считает необходимым огласить итоговый вердикт в решении конфликта в расслабляюще мягкой обстановке. За полутона пусть отвечает внешний фон и пастельная гамма светофильтров, а конкретике надлежит быть человеческого происхождения. Она жестока, но победительницу не судят.
Александр Колесников
В кинотеатрах с 25 июля