ТАЧКА НА МИЛЛИОН (DRIVEN)
2018, США-Пуэрто Рико-Великобритания, 108 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссёр: Ник Хэмм
В ролях: Джейсон Судейкис, Ли Пейс, Джуди Грир, Кори Столл, Эрин Мориарти, Майкл Кудлиц, Джастин Барта
В 70-х агенты ФБР ловят незадачливого пилота Джима Хоффмана (Джейсон Судейкис) с бесстыдно крупной партией кокаина на борту и тут же заставляют стучать на шишек наркобизнеса. Джим опасается за себя и близких, но деньги от правительства всё-таки берёт – на них он переезжает с семьёй в хороший район, где случайно селится по соседству с самим Джоном ДеЛореаном (Ли Пейс), гениальным автомобильным инженером и бывшим руководителем подразделения в концерне General Motors. Дружатся они, находясь буквально над капотом общего автомобиля: Джим его когда-то приобрёл, а Джон ещё раньше изобрёл. Оказывается, в настоящий момент эксцентричный богач с седыми волосами и любовью к красивой одежде ищет инвесторов для своего нового проекта: этичного спорткара из нержавейки, названного непосредственно в честь своего изобретателя.
Перед нами уже второй, наряду с новым Тарантино, фильм про жизнь соседей замечательных людей. Реальный Джон ДеЛореан – создатель одноимённого авто и третьего главного героя «Назад в будущее» (есть мнение, что первого), на которое тут поразительно не дали ни одной отсылки – действительно был богатым и образованным инженером, попавшим в центр скандала и уголовного расследования. Именно об этих перипетиях его судьбы рассказывает работа Ника Хэмма, как-то раз уже снимавшего фильм о знаменитостях глазами простых людей («Убить Боно»). В данном случае, правда, режиссёр всецело на стороне звезды и практически признаётся ДеЛореану в любви в каждом кадре. Его, на момент событий фильма уже почти шестидесятилетнего дедушку, играет сорокалетний актёр с чересчур выразительными глазами и показной сексуальностью. Но это не единственная искусственность картины, и если бы не было доподлинно известно, что основана она на реальных событиях, можно было решить, будто перед нами нарочитый фарс. Слишком ненастоящие преступники, слишком эмоциональные федералы, слишком карикатурный главный герой (разве такой человек мог закончить лётную школу?), даже адвокат, которого играет Джастин Барта – тот, кого постоянно теряют в «Мальчишнике» – слишком адвокат. Иногда всё это неумело переваливается в драму, иногда в комедию, сценарист даже находят в себе смелость озвучить запретное, но разделяемое каждым американским (и может, даже ирландским) автолюбителем мнение, мол, ДеЛореан был не такой уж и хорошей тачкой.
Хочется верить, в грядущей документальной ленте об этом почти великом, но хорошем человеке, и о его почти плохом, но великом автомобиле, где роль Джона исполнил Алек Болдуин, будет побольше правды и поменьше обожания.
А вообще, раз уж Хэмм снимал своё творение в таком ключе, стоило, возможно, переписать финал, дать всей этой кутерьме с наркотиками завершиться удачно для создателя культового средства передвижения. Будто бы ДеЛореан в итоге получил нужные деньги, спонсировал ими работу и сделал свой автомобиль мечты именно так, как задумывал. Чтобы каждый человек хотел иметь собственный ДеЛореан, чтобы тот не ржавел и не ломался, и стоил умеренно. И чтобы для создания такого чуда впрямь не хватало бы каких-то пары десятков миллионов кокаиновых долларов.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 29 августа