КУДА ТЫ ПРОПАЛА, БЕРНАДЕТТ? (WHERE'D YOU GO, BERNADETTE)
2019, США, 130 мин.
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Кейт Бланшетт, Билли Крудап, Эмма Нельсон, Кристен Уиг, Джуди Грир, Лоренс Фишбёрн, Стив Зан
Всё это начинается словно один из тех триллеров, страшно популярных лет 20 назад: мизантроп с таинственным прошлым Бернадетт Фокс (Кейт Бланшетт) заезжает с семьёй в отличный район сплочённых соседей, выбирая единственный в округе старый и обветшалый особняк. Приводить жилище в чувство помогают деньги мужа Элджи (Билли Крудап), трудящегося подрядчиком у Microsoft, а сама Бернадетт, по неясным причинам живущая в постоянной тревоге, занимается весьма необычным дизайном нового пристанища. Тем временем их милая и очень назойливая дочка Би (Эмма Нельсон) страстно хочет отправиться с родителями на небольшую экскурсию в Антарктиду. И мы спрашиваем себя – кто же эта странная женщина, что случилось с ней в недавнем прошлом, какие загадочные и, быть может, мистические тайны оно скрывает? Ответ на эти вопросы, конечно, последует, но основная канва фильма их бесстыже заглушит, стараясь рассказать нам о важности родственных уз.
Время от времени один из самых талантливых диалоговых сценаристов Голливуда Ричард Линклейтер начинает снимать кино по чужим текстам, и почти каждый раз (за исключением, пожалуй, экранизации Филипа Дика) делает это довольно ужасно. В этот раз величина автора оригинала – писательницы Марии Семпл – по уровню неординарности, увы, несколько не дотянула до прославленного американского фантаста-наркомана, и потому что Мария, надеемся, не наркоман, и потому что пишет она в несколько поистрёпанном временем жанре для дам бальзаковского возраста, который кратко можно охарактеризовать как «скоро всё будет хорошо, не стоит отчаиваться».
При этом сама сюжетная линия центрального персонажа, и, если это вообще нужно уточнять, то, как его играет Бланшетт, безукоризненны: сумасшествие, мимика, тревога, загадочность, флешбэки на YouTube – всё это переплетается в неоднозначного и будто парализованного событиями героя, которому сопереживаешь раньше, чем понимаешь, почему вообще стоит это делать. Беда здесь в другом: порой складывается ощущение, что все тревоги Бернадетт связаны в первую очередь с несопоставимым уровнем качества её как персонажа и всего остального произведения. Героиня Бланшетт именно поэтому напоминает ходячее обсессивно-компульсивное расстройство: она просто как художественная единица не понимает, что делает здесь, посреди настолько неталантливого окружения. Хочется верить, что и режиссёр всё это прекрасно видит и передаёт таким образом своим поклонникам извиняющийся привет. Ведь кроме самой Бернадетт всё вокруг сочится какой-то издевательской тривиальностью: работа на Microsoft подаётся как прислуга вселенскому злу; дочь будто в пыточной выжимает из родителей семейные ценности, даже когда ими забито под восемьдесят процентов финальных сцен; добродушие и организованность соседей обязательно включают в себя их же глупость и недальновидность как в подростковом нонконформистском кино. Нехорошо желать кому-то худа, но что поделаешь, если очень-очень хочется, дабы Линклейтер и впрямь страдал, снимая подобное. Ведь только такое страдание докажет, что ему всё ещё не изменил вкус и талант.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 5 сентября