ОНО 2 (IT CHAPTER TWO)
2019, США, 169 мин.
Жанр: ужасы
Режиссер: Андрес Мускетти
В ролях: Джеймс МакЭвой, Джессика Честейн, Билл Хейдер, Билл Скарсгард, Айзая Мустафа, Джей Райан, Джеймс Рэнсон
Первая глава экранизации одного из самых объёмных и жутких романов Стивена Кинга двумя годами ранее произвела настоящий фурор. Утомительный долгострой Warner Bros., даже трейлеры которого не внушали особых надежд, внезапно выстрелил прямо в голову ничего не подозревающему зрителю. Рекордные для жанра ужасов кассовые сборы и восторженные отзывы подхлестнули новую исполинскую волну адаптаций книг «Короля ужасов», которых и ранее было предостаточно, но великим успехом они не пользовались вот уже пару десятилетий. Вопрос скорейшего продолжения и ответственных за него людей больше не висел в воздухе.
27 лет спустя внимание смещается на уже взрослых героев, в связи с чем сама история ожидаемо начинает проигрывать предшественнику. Но винить в этом авторов ленты было бы не совсем честно: так было и с прошлой ТВ-версией Томми Ли Уоллеса, и даже в книге главы с детьми были написаны на порядок живее и интереснее. Мускетти с командой в свою очередь приложили максимум усилий, чтобы сохранить повествование на должном уровне, подобрав солидный актёрский состав и периодически балуя зрителя редкими флешбэками с юными версиями персонажей и крайне любопытными камео.
Основной виновник действа – потусторонний циркач Пеннивайз, несмотря на отсутствие ожидаемой седины и морщин, тоже пережил ряд метаморфоз. Если раньше его не интересовало ничего, кроме славной трапезы из обезличенных детских жертв и послеобеденного крепкого сна, теперь он жаждет первобытной мести. Он добровольно ставит своё стабильное существование под угрозу, связываясь уже не с перепуганными школьниками, но взрослыми – куда более сложной добычей. Билл Скарсгард остаётся главным украшением картины, без запредельной игры которого ничего бы не сработало.
Одним из ключевых моментов экранизации для знакомого с оригиналом зрителя является кульминационное сражение повзрослевших «Неудачников» с демоном их детских лет. В романе Кинга эта часть заслуженно считается слабейшим сегментом книги, в котором автор в силу определённых причин забрёл в непроходимые степи галлюциногенного фэнтези и едва смог выбраться сам и вытащить оттуда большую часть своих замечательных персонажей. Создатели фильма не отреклись от книжной концепции полностью, пытаясь придать ей более приемлемую и осмысленную форму. Бонусом к этому лента неоднократно самоиронизирует на тему плохих концовок, что успешно работает как некое послабление авторам в их непростой задаче.
Из слабых мест, сохранившихся ещё со времён первой части, остался временами чересчур вычурный CGI, который надламывает нагнетаемую атмосферу. Отдельно огорчает, что как раз в тех случаях вполне удачно можно было задействовать практический грим с учетом природных дарований Хавьера Ботета – наследника дела Дага Джонса в воплощении антропоморфной нечисти. Все-таки очень сложно вздрагивать от замыленных пикселей.
В остальном же вторая глава не разочаровывает и представляет собой ровным счетом именно то, что следовало ожидать после просмотра первой. Баланс между построчной экранизацией и свободным полётом творчества сохранён, что позволит в полной мере насладиться фильмом практически каждому, кто рискнёт снова вернуться в Дерри. И пусть с жутким клоуном покончено, но кто знает, что ещё прячется во всех этих тёмных углах, ожидая своей очереди напугать нас до усрачки.
Егор Пичугов
В кинотеатрах с 5-го сентября