ЩЕГОЛ (THE GOLDFINCH)
2019, США, 149 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Джон Краули
В ролях: Энсел Элгорт, Оакс Фигли, Анайрин Барнард, Финн Вулфард, Сара Полсон, Люк Уилсон, Джеффри Райт, Николь Кидман
Ирландского режиссёра Джона Краули бросает из крайности в крайность – после удивительно хорошего «Бруклина», получившего в 2016 году три номинации на «Оскар», наступает время «Щегла». Тоже экранизации, тоже с большим наградным потенциалом, которая в итоге оказывается провальной практически во всём. История Теодора Деккера, в тринадцатилетнем возрасте потерявшего мать во время взрыва в Метрополитен-музее и заполучившего по стечению обстоятельств в незаконное владение картину Карела Фабрициуса, превращается на экране в нечто откровенно маловразумительное и бессмысленное.
Многослойная фантазия американской писательницы Донны Тартт, получившая в 2014 году Пулитцеровскую премию, массивная и сложносочинённая в своей попытке соединить жизнеописание выдуманного человека с альтернативным путешествием по современности одного из примечательных шедевров живописи, оказывается невероятно тяжёлой для экранизации в узких рамках художественного фильма. Однако ни Питер Строхан, отвечающий за сценарий, ни сам Краули словно бы не понимали, насколько трудная стояла перед ними задача, откровенно не разобравшись, что и каким способом нужно перенести на экран, а что можно оставить за бортом. Несмотря на местами дословное натужное цитирование текста романа, смысл, который Тартт закладывала в диалоги и рассуждения, рассыпается в фильме на замысловатые бессмысленности. Актёры по непонятным причинам стремятся как можно чётче произносить слова и складывать их в отдельные фразы, формируя их с отталкивающим старанием и неестественной механичностью.
Краули с фаталистическим упорством деконструирует собственный фильм, словно в анабиозе выстраивая мизансцены, с холодной отчуждённостью соединяя эпизоды. Зачем-то дробит и мешает хронологию событий, отчего причинно-следственные связи между ними практически перестают прослеживаться уже на экваторе киноленты. Главный герой в исполнении Оакса Фигли (юные годы) и Энсела Элгорта (половозрелое состояние) меняет очки с каждым новым жизненным этапом, регулярно пробуждается в новой реальности, но эти попытки Краули запараллелить моменты не кажутся столь уж необходимыми. Исключительно плохо снятая сцена после взрыва, фактическая завязка, заброшенная режиссёром в случайный момент действия, выглядит квинтэссенцией самых скверных качеств фильма – эмоциональный надлом здесь погибает от напрасного стремления сделать красиво.
Натужная многозначительность куцего сюжета расплывается в художественном расфокусе. Лёгкое прикосновение к миру теневого искусства, пунктирная детективная линия, подчёркивавшая влияние обретающей вечность картины на дела земные и преходящие, комкаются и подаются практически без каких бы то ни было подоплёк. У Краули очень многое существует на экране лишь постольку поскольку, в попытке неуклюжего оправдания бесконечного деления на до и после, долгого и жутко мучительного в своей попытке обмануть время. Впрочем, обман на экране получается едва ли не хуже всего, и поэтому лицо Элгорта в определённые моменты фильма отражает то единственное впечатление, что может остаться здесь после просмотра – откровенное недоумение.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 12 сентября