Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Тайна печати дракона
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 24.09.2019 13:37
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА
2019, Россия-Китай, 121 мин.
Жанр: фэнтези, приключения
Режиссёр: Олег Степченко
В ролях: Джейсон Флеминг, Арнольд Шварценеггер, Чарльз Дэнс, Джеки Чан, Яо Синтун, Кристофер Фэйрбэнк, Рутгер Хауэр, Мартин Клебба, Юрий Колокольников. Павел Воля



Много ли современных отечественных приключенческих картин вы знаете? А сколько из них хороших? Вопрос, конечно, риторический. Кажется, что в нашей стране приключенческое кино активно снимали до 2000-х – чего стоят неувядающие «мушкетёры», «гардемарины», «сердца трёх». Эти ленты стали сокровищами отечественного приключенческого кино, как и многие другие. В основе сюжета большей части лежат классические произведения вроде романов Александра Дюма или Джека Лондона. Впрочем, не обходили наши киноделы стороной и русских классиков.

Но куда же всё это делось? Почему сегодня кинотеатры заполонили однообразные несмешные комедии с одним и тем же актёрским составом, а приключенческое кино стало редким гостем в родных широтах?

Картина Олега Степченко «Вий 3D», выпущенная в 2014 году, может по праву считаться образцом нового приключенческого кино в нашей стране. Снятая на стыке жанров хоррора, детектива и приключения, лента, помимо прочего, стала результатом кооперации сразу нескольких стран – России, Украины, Великобритании, Германии и Чехии. Когда-то подобные мультинациональные киноальянсы были делом обычным, но в современной России это стало большой редкостью. «Вий 3D», будучи проектом достаточно амбициозным, столкнулся с типичными для подобных кинокартин трудностями производства, но сумел достойно из них выпутаться, по ходу дела несколько раз сменив концепт истории с чистой мистики на детективное приключение и обзаведясь необязательным главным героем – иностранным картографом, вместе с которым мы становимся свидетелями новых загадочных событий с участием малороссийской нечисти, правит которой зловещий демон Вий.

Мега-хитом фильм Степченко не стал, но свою аудиторию собрал благодаря неплохой постановке, атмосферности и свежей интерпретации гоголевских мотивов, которые станут сюжетообразующими позже, в мини-сериале «Гоголь» с Александром Петровым. Но в ту пору никаким «Гоголем» ещё и не пахло, а потому мистика со славянским колоритом отечественному зрителю зашла.

Для многих стало сюрпризом, что Степченко взялся за сиквел «Вия», ведь, на первый взгляд, история получилась завершённой. Впрочем, после анонса второй части с рабочим названием «Путешествие в Китай», а затем и третьей – «Путешествие в Индию», всё встало на свои места. Степченко и его международная команда задумали создать собственную кинофраншизу на основе легенд, каждый фильм которой должен был связать картограф-путешественник Джонатан Грин, герой Джейсона Флеминга.

А как же Вий, спросите вы? Да никак. Вий, подобно прочим видениям, вызванным палёной горилкой, остался в прошлом, в дремучих лесах Малороссии. Путь Грина отныне лежит на Восток. А перед этим знаменитый картограф навестит русского царя – Петра Великого. Правда, сразу же выяснит, что царь на троне – ненастоящий, о чем поспешит сообщить графу Александру Меншикову с лицом Павла Воли. Дабы избежать смуты и скрыть правду о самозванце, Меншиков ссылает Грина к границам Российской империи, и вместе с юной китайской девушкой Чен Лань (Яо Синтун) картограф отправляется в длительный тур по российским землям.

А тем временем на поиски заблудившегося супруга отправляется мисс Дадли (Анна Чурина) в компании бывшего узника Тауэра – Железной маски (Юрий Колокольников). Путешествие ведет героев в Китай, где коварная ведьма тиранит мирное поселение торговцев волшебным чаем, выдавая себя за давно потерянную принцессу, повелевающую Драконом.

Подобный синопсис у любого вызвал бы нервный тик – история кажется слишком перегруженной сюжетными линиями и персонажами. И, стоит признаться, так оно на деле и есть. Сценарий «Тайны печати дракона» напоминает пресловутое письмо дяди Фёдора, в которое вложил свою лепту каждый обитатель Простоквашино. Здесь что-то про Петра Первого, а вот здесь про китайский чай, а вот тут немного Тауэра и разудалого Шварценеггера в качестве отважного начальника стражи. Как итог, зритель получает лоскутное одеяло из множества мотивов, которых хватило бы на целый сериал.

Впрочем, заручившись поддержкой полудюжины китайских кинокомпаний, Олег Степченко и «Фонд кино» выбили себе приличный бюджет в размере нескольких миллионов китайских юаней и позволили ни в чём себе не отказывать. Картинка в «Тайне печати дракона» выглядит сочно, рисованные бэкграунды не сильно режут глаза, а приглашённые иностранные звёзды честно отыгрывают свои гонорары. Серьёзно, пожалуй, одна только совместная сцена дерущихся Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера заставляет простить создателям картины большую часть их грехов.

Временами картина без зазрения совести цитирует успешных собратьев по жанру, но делает это со вкусом. К примеру, невооруженным глазом заметна любовь Степченко и его команды к «Пиратам Карибского моря». Пара сцен буквально была взята из пиратской франшизы, подана под соусом национального колорита, хотя и, чего уж там, абсолютно не имела никакой ценности для общего сюжета. Скорее выступала в качестве своеобразной демонстрации, дескать, смотрите, как мы можем. И Джонни Депп не нужен.

И если «Вий» был атмосферным триллером, в котором фантастические элементы можно было оправдать пьяным угаром главного героя, то «Тайна печати дракона» уже в лоб заявляет – чудовища и магия это части нашего мира, а все легенды – не вымысел. Исследуя богатый фольклор наших азиатских соседей, Джонатан Грин, а вместе с ним и зритель, оказывается в сказочной версии Китая со всеми типичными атрибутами ориентального фэнтези. Если убрать из сюжета Петра Первого, Джонатана Грина и линию с путешествием мисс Дадли, то остался бы типичный образец китайского кинопрома – нарядная сказка о смелых героях и жестоких злодеях, с вплетёнными элементами антипартийного толка, где угнетённый рабочий класс находит в себе мужество противостоять более подкованной в научной сфере буржуазии. Возможно, именно эти революционные мотивы оттолкнули китайского зрителя от ленты, которая изначально была нацелена на рынок Поднебесной – не помогли ни восходящие звёзды местного Голливуда, ни матёрый Джеки Чан. Но российский зритель – человек не такой искушённый в заморском колорите, а потому все эти поединки-танцы с веерами и ориентальная экзотика определённо заслуживают внимания. По крайней мере, «Тайна печати дракона» наглядно демонстрирует, на что ушёл бюджет из китайских юаней и российских «деревянных» – в кои-то веки фильм просто приятно смотреть.

Клеймить работу Степченко однозначным провалом желания нет никакого: при всей своей сумбурности и перегруженности, «Тайна печати дракона» выглядит всё равно довольно-таки симпатично, оживляя жанр приключенческого кино в России. Проводя сравнительные аналогии, по уровню драматургии фильм можно было бы смело поставить где-нибудь между третьими и четвертыми «Пиратами Карибского моря» с оглядкой на то, что у «Пиратов» бюджет раз в пять больше, чем у «Печати», а визуально и стилистически разницы почти никакой.

Хочется верить, что Степченко примет к сведению конструктивную критику и через ещё каких-нибудь лет пять выдаст третью часть похождений Джонатана Грина в Индии, где столкнет английского картографа и Петра Великого с каким-нибудь Ганешей. А почему бы, собственно, и нет?..

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 19 сентября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 407 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio