ЗОЛОТАЯ ПЕРЧАТКА (DER GOLDENE HANDSCHUH)
2019, Германия-Франция, 110 мин.
Жанр: триллер
Режиссёр: Фатих Акин
В ролях: Йонас Дасслер, Маргарете Тизель, Катя Штудт, Адам Боусдукс, Марк Хоземанн, Мартина Эйтнер, Тристан Гёбель
Зловещий мир «Золотой перчатки» – мир вони и гнили. Это мир, который можно прочувствовать, лишь взглянув на лицо на постере. Неуклонный, острый и провокационный кинематографический эквивалент переполненного ночного горшка – неприятный фильм о неприятных людях. История о серийном убийце, орудующем в немецком квартале «красных фонарей», невероятно жестока и раздвигает границы дурного вкуса. Однако до чего же это сказание о социальном изгое универсально и при этом замкнуто само на себе – в «Золотой перчатке» как самом немецком из всех фильмов 2019-го, соединились и радикальность Фассбиндера, и хитрости трэшодела Уве Болла, и первый фильм о серийном убийце («М» Фрица Ланга), и даже психологическая глубина вкупе с мазками немецкого экспрессионизма. Добавьте гротеск кинокартины «Семь» и элементы комедии со слэшером и на выходе получите акт кармической мести для всех тех, кому не понравился «Дом, который построил Джек».
Неквалифицированный рабочий Фриц Хонка злоупотребляет алкоголем. Его основное времяпрепровождение – ухаживание за старыми проститутками после ночного запоя в местном баре «Золотая перчатка». Ухаживания заканчиваются тем, что Хонка насилует и убивает женщин, после чего расчленяет тела.
Это буквально весь сюжет – хроника боли. Многие, вероятно, будут задумываться о необходимости столь прямого фильма, сценарий которого поверхностно объясняет психологию центрального персонажа и его окружения. С кинематографической точки зрения «Золотая перчатка» крайне интересна – это заметное отклонение от принятых в массовой культуре триллеров о маньяках-убийцах. Нелишне провести параллели с другим чудовищем — Тедом Банди в «Красивом, плохом, злом» этого года, где основное внимание уделяется привлекательности и находчивости убийцы. Фриц Хонка – не красавчик и не гений. Это человек-загадка, а не монстр; сценарий намеренно избегает самые трагичные детали биографии этого изверга. История далека от идеализации, «крокодиловых слёз» и даже не заходит на тему банальности, в котором жертва системы сама стала охотником за слабыми. Скорее это байка о непостижимости зла – без всякого гламура и с привкусом социопатии.
Излишне говорить, что «Золотая перчатка» – фильм очень напряженный и тревожный. Возможно, создателям удалось избежать откровенной расчленёнки, однако, насилие, показанное на экране, действительно пугает. Вообще быт немецких алкоголиков и мысль, заключающаяся в том, что такой Хонка может жить с любым из нас на лестничной площадке. «Перчатку» тяжело воспринимать как какое-либо философское послание или комментарий о разрыве поколений. Скорее это констатация о том, что зло банально, как говорили великие умы. Самым страшным из людей оказывается не человек в прожжённом свитере и перчаткой с лезвиями и не мужик с бензопилой из техасской глубинки, а вот такой забулдыга-сосед: тихий, спокойный и чудаковатый.
Эстетически «Перчатка» – весьма продуманная картина. Гротеск захудалых трущоб передаётся с помощью мира переполненных пепельниц, грязных стаканов и алкашей с прозвищами.
И, само собой, сильным оказалось выступление Йонаса Дасслера. Симпатичный актёр смог перевоплотиться в маньяка, поразительно похожего на свой прототип. Дело даже не в работе художников по костюмам и гримёров; Дасслер продемонстрировал высочайший уровень актёрской игры.
Отвратительный, мучительный и невероятно отталкивающий фильм, как ни странно, привлекает этими же самыми нелицеприятными характеристиками. Режиссёр преуспел в том, чтобы отвлечь свою аудиторию от пассивного созерцания, заставляя ломать голову над природой зла. Мир злодейств здесь более физический, чем духовный, а рационализация в действиях Хонки отсутствует. Пока его «коллеги» по кровавому ремеслу пытаются себя оправдать и «возвыситься» над обывателями, «Золотая перчатка» наводит на мысли о «Нежности волков» Улли Ломмеля, хотя и от современных триллеров здесь есть немало любопытного. Выйдя из «Дома, который построил Джек» можно зайти лишь в прокуренный кабак «Золотая перчатка». У нас, людей сторонних, слишком много стресса от рутины, а тут можно посмотреть на настоящего человека без забот! Пьём шнапс и не знаем хлопот!
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 30 мая