ГЕМИНИ (GEMINI MAN)
2019, США-Китай, 117 мин.
Жанр: боевик, фантастика
Режиссёр: Энг Ли
В ролях: Уилл Смит, Мэри Элизабет Уинстэд, Клайв Оуэн, Бенедикт Вонг, Линда Эмонд
Оперативник американского разведывательного управления Генри Броган за свою долгую карьеру устранил более семидесяти целей. Впереди ещё одна – опаснейший биотеррорист, мчащийся на сверхскоростном поезде. Однако для героя это не проблема, ведь он уже удобно разместился на холмике и готов убрать жертву с меткостью Дэдшота. Успешный выстрел сделан, но скорее наудачу, и причин тому множество – от банального стечения обстоятельств до груза прожитых лет, дающего о себе знать. Броган решает, что пора завязывать с убийствами и повесить винтовку на гвоздь, красиво уйдя в закат. Однако приглашение одного из старых друзей на приватный разговор резко меняет планы – становится понятно, что последняя цель была вовсе не преступником, за героем постоянно следят, а значит, самое время пускаться в бега со случайными союзниками в качестве балласта и дышащими в спину врагами на хвосте.
Сценарий «Гемини», медленно переваривавшийся в производственном аду больше двадцати лет, наконец-то получил экранизацию, но совсем не ту, что заслуживал бы. Футуристический боевик про смертельное столкновение с самим собой за годы бесконечных переписываний потерял всё, чем мог бы заинтересовать (не)искушённого зрителя. Фантастический элемент оказался сведён до максимально возможного минимума, масштабные локации далёкого будущего сменились живописными пейзажами прозаичного настоящего, а простенькая интрига и вовсе оказалась мертва по прибытии. Если вы рассчитываете, что фильм по-хорошему удивит, то испытаете жестокое разочарование. Впрочем, оно будет присутствовать после просмотра при любом раскладе, поскольку с художественной стороны «Гемини» не выдерживает никакой критики.
Энг Ли после получения третьего «Оскара» решил удариться во все тяжкие, полностью отдав свои творения на откуп технологическим экспериментам. Тайваньский режиссёр, возможно, мечтает стать новым Джеймсом Кэмероном, но пока что оказывается кем-то вроде Роберта Земекиса, постепенно уничтожая содержание своих проектов в угоду их визуальной составляющей. Поэкспериментировав с частотой кадра в никому не нужном «Долгом пути Билли Линна в перерыве футбольного матча», Ли обратился к «Гемини», который мог позволить ему соединить на экране любопытный сюжет, прорывную глубину 3D-формата и достижения современного CGI в виде создания омоложенной копии главного героя. Однако проекту, возможно, не хватило творческой вовлечённости его создателей, и вместо грамотно сработанного аттракциона для большого экрана на свет выбралось концептуально потерянное кино, абсолютно не оправдывающее тех усилий, что были затрачены на его создание.
Здесь есть потрясающая чёткость картинки и не менее потрясающее 3D, весь эффект погружения от которого смазывается полным отсутствием интереса к происходящему. Сюжетные перипетии «Гемини» можно описать в двух словах, а бесконечные перемещения между разнообразными локациями создают обманчивый эффект динамики там, где фильм перманентно стагнирует в развитии. Скупое на персонажей и сцены экшена действие умирает уже к середине и дальше приходиться наблюдать за бессмысленным волочением его трупа до откровенно беззубой развязки. Собственно, весь амбициозный замысел Энга Ли удачно работает лишь в сцене затяжной погони по Картахене, глупой и неопрятной, но чертовски занятной в подходе к режиссуре и столкновении героя с собственным призраком. Дальше Уилл Смит так же продолжит избивать сам себя и это тоже будет местами занятно, но больше смахивает на избиение актёром собственной карьеры, чем на действительно оправданную сюжетную необходимость.
Энг Ли будто бы не уверен в том, что делает, и от этого косячит сам и заставляет косячить других. Забавно наблюдать за тем, что в таком шумном и амбициозном фильме щетина на лице главного героя появляется и пропадает в пределах одного эпизода, а герои с каменными лицами безуспешно пытаются сделать вид, что сейчас произойдёт что-то мощное, а в ответ им сопутствует тишина на грани творческой импотенции. Вялое совокупление шаблонов, на которое в финале отваживается Ли, выглядит попросту неуместным – если так заканчивать, то лучше вообще не снимать и оставить эксперименты для чего-то более впечатляющего. Конечно, при желании, можно воспринимать «Гемини» иначе. Например, как самое наглядное доказательство того, что Джейден Смит никудышный актёр, и его отцу приходится самому играть себя в молодости, чтобы никто не подумал, что раньше он был настолько ничтожным. Или как аллегоричные рассуждения на тему того, убил ли Уилл Смит дня сегодняшнего все достижения себя из прошлого или у него ещё осталась возможность всё исправить? И если сам фильм, при всех своих недостатках, даёт вполне однозначный ответ на тему взаимоотношений настоящего и прошлого, то в жизни всё не так просто и по-прежнему зависит исключительно от самого Принца из Беверли-Хиллз, который в свои 51 год пока что плачет столь же естественно, как и в условные 23.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 10 октября