ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ (A RAINY DAY IN NEW YORK)
2019, США, 92 мин.
Жанр: мелодрама, комедия
Режиссёр: Вуди Аллен
В ролях: Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг, Джуд Лоу, Селена Гомес, Лив Шрайбер
Талантливый игрок в покер, юный невротик и просто студент престижного колледжа, носящий слишком говорящее имя Гэтсби Уэллс, собирается на выходные наведаться в Нью-Йорк со своей подружкой Эшли. План предельно прост: получить максимальное удовольствие от жизни, бездумно транжиря деньги в дорогих и атмосферных местах, и при этом умудриться избежать встречи с многочисленными родственниками и ни в коем случае не попасть на пафосный приём, устраиваемый родителями. Где-то в начале всего этого веселья Эшли придётся отлучиться на пару часов – взять интервью у известного режиссёра Роналда Полларда – но то событие, от которого у наивной аризонской провинциалки перехватывает дыхание, для Гэтсби лишь досадная причина отсрочки уикенда мечты. Однако стечение обстоятельств – от внезапного дождя до не менее внезапного приступа творческого кризиса звёздного постановщика – вносит в планы молодых людей свои коррективы, и вот уже Эшли путешествует по кинематографическому зазеркалью, пока Гэтсби целуется со случайно встреченной давней знакомой.
Новый фильм Вуди Аллена на самом деле был закончен ещё в 2017, но отправился на полку из-за разгоревшегося скандала, связавшего имя режиссёра с раскрученным социальным движением #MeToo. Спустя два года лента всё-таки вышла на экраны, минуя , однако, США и Великобританию, и критики радостно принялись обвинять автора в творческой усталости и, заодно, в объективации женщин. Между тем, подобные эскапады со стороны выглядят довольно забавно: неужели кто-то в самом деле думал, что Аллен на склоне лет откажется от излюбленных приёмов, изменит фирменной иронии и начнёт любить людей? Действительно, в его картине глупенькая блондинка Эшли во время своих блужданий по лабиринтам коридоров киностудии становится объектом интереса аж трёх мужчин, разной степени испорченности, а её бойфренд курит сигарету за сигаретой и ведёт философские беседы. Но режиссёру уже 83, самое время позволить себе посмеяться над делом всей жизни, а заодно – в очередной раз – порассуждать о превратностях любви.
«Дождливый день в Нью-Йорке» - вещь очень ностальгическая и очень Алленовская. Здесь по-прежнему нет места верности и моногамии, всё так же мужчины и женщины ведомы инстинктами и склонны подвергаться влиянию [не]удачно сложившихся обстоятельств и [не]случайных совпадений. Как в фильмах Золотого Века Голливуда, по которому режиссёр явно скучает, но над которым не устаёт посмеиваться, дамы здесь либо эффектны и стервозны, либо обаятельны и наивно глупы, а джентльмены уже успели устать от суетности жизни, но, тем не менее, не чужды определённого рода романтике. При этом в главной роли автор, разумеется, опять и снова видит себя, однако преклонный возраст, не дающий сыграть самому, предлагает отличную альтернативу, и Аллен раздваивается, представая в двух ипостасях, одинаково притягательных внешне и с одинаковой червоточинкой: богатого юного гения (Тимоти Шаламе) и еврея-изменника чуть постарше (Джуд Лоу). Оба они невротичны и немного подавлены, оба носят такой знакомый бежевый пиджак, обоих подстерегают сложности в отношениях с женщинами и оба изящно преодолевают все трудности, оставаясь в результате в очевидном плюсе.
Фильм полон типичных фишек режиссёра, и все эти заботливо, но нарочито нестарательно спрятанные в кустах рояли, не удивляющие сюжетные повороты, привычно остроумные диалоги и нескрываемый цинизм, конечно, дают повод поговорить об эксплуатации наработанных схем. Но рассуждать подобным образом было бы почти так же смешно, как всерьёз цитировать монолог героини Эль Фаннинг о европейском режиссёре Куросаве. В конце концов, циник – это уставший романтик, и Аллен, возможно, сам того не желая, доказывает это каждым кадром. Он безумно тоскует по ушедшей молодости, по семидесятым, которыми в фильме дышит всё – от стиля одежды до саундтрека. И долгий путь Гэтсби Уэллса от утра субботы до вечера воскресенья оказывается ни чем иным, как возвращением туда, в то время, когда перебежавшая дорогу чёрная кошка приводила к новой влюблённости, а сам Аллен ещё не разучился удивляться. Как здорово, когда в жизни может произойти всё, что угодно. И как жаль, что это так быстро проходит.
Анастасия Ивахнова
В кинотеатрах с 10 октября