РАНЫ (WOUNDS)
2019, Великобритания, 95 мин.
Жанр: ужасы, триллер, драма
Режиссёр: Бабак Анвари
В ролях: Арми Хаммер, Зази Битц, Дакота Джонсон, Карл Глусман, Кристин Ранкинс, Брэд Уильям Хенке, Бен Сандерс
В баре «У Рози» вечно что-то происходит! В этом убогом заведении то тараканы ползают по бутылкам с алкоголем, то какие-то студенты пытаются прикинуться совершеннолетними, то подвыпившие здоровяки регулярно друг друга избивают. В центре всего этого безобразия – обаятельный бармен Уилл, который сам по себе личность сложная: он живёт с девушкой Кэрри, но влюблен в посетительницу заведения Алисию, также находящуюся в отношениях. Однажды вечером Уилл находит мобильный телефон и начинает получать пугающие сообщения. Начинается гремучий коктейль из истории психологического срыва и боди-хоррора.
Назвать «Раны» современным «Звонком» про смартфон попросту нельзя. Дело в том, что «Раны» полны противоречий. Произведение, поразительно похожее на продукт сотрудничества Говарда Лавкрафта и Дэвида Кроненберга, сосредоточено на медленном погружении в безумие и взгляде в бездну собственной души. «Раны» – тревожное изображение последствий алкоголизма (не зря Уилл и его злоключения так связаны с употреблением алкоголя на протяжении всей истории!). В целом режиссёр и съёмочная группа попытались исследовать тему в рамках идентичности «ненадежного рассказчика». Всё вместе это создает этакий хипстерский фильм ужасов – жанр, ставший популярным на волне творений таких режиссеров как Эггерс, Астер или Дэвид Роберт Митчелл.
Когда все части головоломки сюжета «Ран» начинают собираться воедино, то становится ясно, что в сценарии слишком много всего. Постановщик затрагивает самые разные темы: от одержимости смартфонами до вопросов неверности и духовной трансцендентности. Но ни одна из тем не получает полного раскрытия. Скорее, это всё наполнители для психологического триллера. В последние минуты лента и вовсе делает неожиданный поворот, который больше ощущается заимствованием из эксплуатационного кино. Это работает на особое настроение, но, судя по всему, не так уж и нужно. Атмосфера всё равно остается сильной стороной «Ран».
По части визуального воплощения «Раны» – очень стильный фильм. Монтаж, кажется, чётко верен предваряющей начало кинокартины фразе. Во время спуска в пасть безумия Уилла мучают видения, вставленные, буквально одним кадром. Картины, которые ловит мозг зрителя, действительно пугающие: от отрубленных голов до разлагающейся плоти.
Арми Хаммер – главный спецэффект фильма. Он настолько сильно вызывает у зрителя доверие, что, кажется, до сего дня Голливуд просто не знал, каким образом использовать этого актёра – уверенного в себе человека, производящего симпатичное впечатление, но при этом играющего проблемную личность. Его Уилл – бросивший университет алкоголик, который сам не знает, что хочет. В более примитивном хорроре этот персонаж, буквально не желающий ничего решать, погиб бы первым. Здесь же он – центральный герой. В ленте также отметилась как всегда харизматичная Зази Битц. А вот Дакота Джонсон, чья карьера уверенно идёт вверх в последнее время, увы, подкачала – её героиня безэмоциональна и аморфна, хотя, вероятно, так и было задумано.
Поскольку драма здесь должна достигать эмоциональных высот (особенно в отношениях Кэрри и Уилла), она зачастую разбивается о твердь неестественного сценария, но, как говорится, фильм совсем не о том. Скорее это признание режиссёра в любви к литературе: во многом «Раны» похожи на книгу и неспроста эпиграфом к киноленте служит цитата из «Сердца тьмы». «Зияющая пустота души» – тема, которую часто рассматриваю и на которую часто ссылаются, но, кажется, мизантропические «Раны» неуловимо демонстрируют подлинное значение этой фразы.
Вы видели тараканов? Знаете ли вы, что если вы видите одного таракана, то это значит, что поблизости десятки или сотни его сородичей? То же самое, наверное, касается Уилла: когда он принимает свою сущность, его истинное «я» начинает выбираться наружу. Раны, говорят, бывают и в душе.
Егор Рябцев