В ВЫСОКОЙ ТРАВЕ (IN THE TALL GRASS)
2019, Канада, 101 мин.
Жанр: ужасы, триллер, фэнтези
Режиссёр: Винченцо Натали
В ролях: Лайсла Де Оливейра, Эйвери Уиттед, Патрик Уилсон, Уилл Бьюи мл., Харрисон Гилбертсон, Тиффани Хельм, Рэйчел Уилсон
Винченцо Натали ворвался в мир кинематографа с «Кубом» — концептуальным триллером, вызывавшем подозрительно сильное чувство клаустрофобии. 22 года спустя, устав перебиваться средними хоррорами («Химера», «Лимб») и постановкой сериалов (от «Ганнибала» до «Американских богов») Натали возвращается с «В высокой траве» — фильмом ужасов, действие которого происходит исключительно… в траве. Звучит странно, но такова экранизация новеллы Стивена Кинга. Рассказ может отпугнуть излишне щепетильных читателей, а вот его перенос на экран вышел немного безжизненным. К адаптации можно относиться лишь скептически и, несмотря на намёки в предыстории, киноновелла посвящена лишь персонажам, блуждающем в поле травы. Выглядит не так скучно, как звучит, хотя проект далеко не совершенен.
Итак, Бекки и Кэл — брат и сестра, путешествующие по Канзасу. Во время краткой остановки они слышат крики о помощи из зарослей травы. Парень и девушка, естественно, бегут на помощь и оказываются в ловушке. Кажется, что они лишь в нескольких шагах друг от друга, но не могут встретиться, а заросли кажутся бесконечными. Далее количество действующих лиц расширяется: появляется и мальчик, собственно, просивший о помощи, и его отец, и прочие, прочие, прочие…
«В высокой траве» является этаким примером поджанра известного как подражатели «Сумеречной зоны» — ошеломляющий, странный и без необходимости объяснения паранормальщины. Натали хорошо зарекомендовал себя в подобном концепте. «В высокой траве» похож этим подходом на «Куб» — тяжело соблюдать линейную нить сюжета в мире хитрых замыслов сценария. Естественность обстановки только усиливает эффект. Повторение сцен и та самая трава вызывают особое напряжение, усиливающееся чувство безнадёги.
И хотя Натали даёт каждому персонажу предысторию, а актёры стараются, герои попросту неинтересны. В этом и состоит главная проблема «В высокой траве» — здесь очень мало простора для героев. Отношения Кэла и Бекки, например, сперва очаровательны, а потом как-то вянут. Даже когда в сюжет входят новые герои, то лишь заполняют пространство вблизи Кэла и Бекки, которые, если провести их серьёзный анализ, не так уж и двигают сюжет. Эмоциональные отношения также слабые. Выделяется разве что герой Патрика Уилсона, да и то, если честно, кажется, что Уилсон не совсем подходит на эту роль.
В типичной для Кинга манере «В высокой траве» является историей о том, как нечто экстремальное вытащило наружу внутренних демонов персонажей. Увы, и это тоже не особо чувствуется в творении Натали. Каждый особо острый момент приводит к необоснованному перераспределению экранного времени. Легко забыть, что произошло с тем или иным героем по мере развития сюжета, особенно учитывая особенности построения повествования.
Направление Натали в 2019-м ясно как день — больше красоты и меньше… смысла? Вопрос риторический, но режиссёру удалось поймать жуть безмятежной природы: в кадрах постоянно вздымается одна травинка за другой, а цвета из пышно зелёного становятся кроваво-красными. Красота есть и в жестокости и, тем не менее, во время просмотра «В высокой траве» вряд ли можно оценить весь бесконечный кошмар, в который попали герои. Раздробленные головы, изуродованные тела и та самая брезгливая сцена (являющаяся достойным поклоном рассказу-оригиналу), конечно, хороши и привлекательны для определённой публики, однако, хочется прикоснуться к космическому лавкрафтовскому безумию, где сам факт того, что существует разумная трава, пугает сильнее пресловутой расчленёнки. «В высокой траве» теряет это чувство в зарослях зелени и феерии ужаса физического насилия: изуродованных конечностях, вёдрах крови и лишь толикой экзистенциального кошмара.
Егор Рябцев