Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Аванпост
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 23.11.2019 03:21
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

АВАНПОСТ
2019, Россия, 150 мин.
Жанр: боевик, фантастика
Режиссёр: Егор Баранов
В ролях: Лукерья Ильяшенко, Пётр Фёдоров, Светлана Иванова, Алексей Чадов, Ксения Кутепова, Константин Лавроненко, Филипп Авдеев


Современная российская фантастика, положа руку на сердце, явление воистину химерическое. Если в нашем советском прошлом страна снимала добротные фантастические картины, которые Запад бессовестно перемонтировал и выдавал в прокате под ленты made in USA, то в XXI веке ситуация изменилась на прямо противоположную – мы всячески копируем Запад, растеряв былые кинематографические наработки, которыми могли гордиться раньше.

Вот и новый фантастический экшн Егора Баранова производит странное впечатление, одновременно пытаясь быть дорогим визуальным развлечением, военной драмой и классической страшилкой о злых вторженцах из глубин космоса.

События разворачиваются в недалёком будущем, где Москва – это футуристический мегаполис в лучших традициях киберпанка. В результате загадочного инцидента по всей Земле отключается электроника и пропадает связь с большей частью населённых пунктов планеты. Катастрофа не затронула лишь центральную часть России, части Белоруссии, Украины и Прибалтики. Эту территорию назвали Кругом Жизни, все, что за пределами Круга – тьма и неизвестность. Военные отправляют разведывательные отряды на ставшую вражеской территорию, но связь с ними так же пропадает. Герои истории – военные Олег (Алексей Чадов) и Юра (Пётр Фёдоров), полевой журналист Оля (Светлана Иванова) и военный медик Алёна (Лукерья Ильяшенко) оказываются в ближайшем к границам Круга аванпосте военных. Их задача – найти разгадку страшной трагедии, унесшей жизни 99% населения планеты и разобраться с таинственным агрессором, собирающим силы у границ Круга.

«Аванпост» Егора Баранова – проект амбициозный и, как это обычно бывает с отечественной фантастикой, рисковый. Для продвижения и маркетинга были выделены не маленькие деньги, а трейлеры умело сохраняли интригу, не выкладывая все карты на стол и умудряясь подогревать интерес к ленте даже среди тех, кто скептически настроен к российскому кино как явлению. Стоит отметить, что трейлеры и правда почти не раскрыли центральный конфликт истории, сделав акцент лишь на одной сцене фильма, которая – вот сюрприз! – оказывается вовсе не тем, что зритель ожидал бы увидеть.

Баранов в своей работе щедро раскидывает визуальные отсылки на культовую фантастику, не пытаясь, однако, злоупотреблять узнаваемыми образами. Вот герой Фёдорова шагает по залитому неоновым светом туннелю, а голографическая красотка из рекламного проектора через дорогу предлагает секс-услуги бездомному, который моментально отвешивает пинка похотливой рухляди. Легко представить на месте Фёдорова Райана Гослинга, но Баранов – не Дени Вильнёв, а «Аванпост» – не нуарный киберпанк, хотя и изо всех сил старается таковым выглядеть. Флёр «Бегущего по лезвию» развеивается, стоит только сюжету выйти за пределы залитой электрическим светом Москвы в сторону Кирова, где разместился ключевой аванпост, и тут уже лента входит в плоскость военной драмы, на которых наш кинотворец собаку съел.

Пожалуй, именно та часть фильма, где нам показывают боевые армейские будни и столкновение с таинственным врагом, получилась наиболее атмосферной. Ощущение безысходности и страха перед неизвестным подано весьма умело, так что зрителю временами будет не по себе от разворачивающегося на экране хаоса. Лента не стесняется быть жестокой, а порой возрастной ценз 16+ кажется даже несколько заниженным.

Актёрский состав по большей части на своих местах и играет сносно, хотя характеры персонажей прописаны всё же недостаточно глубоко. Сцены, призванные показать «ху из ху» герои в обычной жизни, никуда не ведут. Вот у героя Фёдорова больная мать, и на гражданке он таксует. И что дальше? В этом нет сюжетного наполнения. То, что герой Фёдорова – конченный нигилист и социопат мы узнаем позже и при других обстоятельствах. Точно, как и совершенно не понятна связь между героиней Ильяшенко – Алёной – и Филиппом Авдеевым, играющим тут странноватого паренька Женю. То, что каждый из них по отдельности что-то значит для сюжета, неоспоримо, но для чего была прописана их близкая связь в начале фильма, которая так ни во что толком и не вылилась – не понятно. И таких примеров много. Некоторые сцены будто бы снимались просто сами по себе, без привязки к основному сюжету. Они отвлекают, делают повествование перегруженным и в итоге приводят к общей затянутости хронометража.

Серьёзно, в середине картины в какой-то момент становится невыносимо скучно от абсолютной пассивности персонажей. Благо, финальная треть выдаёт неплохое действие, а развязка и вовсе вызывает целый спектр эмоций – то ли хочется похвалить режиссёра и сценариста Илью Куликова (ответственного также за сюжет сериала «Чернобыль: Зона отчуждения») за смелость, то ли отругать за частные случаи сценарного маразма. В любом случае, финал «Аванпоста» определённо разделит зрителей на два лагеря, и это уже неплохое достижение для отечественной кинофантастики, которую принято недооценивать.

«Аванпост», безусловно, громкая жанровая премьера, которую многое роднит с недавним «Притяжением» Бондарчука. Но там, где Фёдор Сергеевич пошёл по пути мелодрамы, Баранов ударился в хардкор и показал инопланетное вторжение с какой-то циничной беспощадностью для рода человеческого. За ряд смелых сюжетных решений и атмосферность «Аванпосту» хочется многое простить и призвать дать картине Баранова шанс. В конце концов, только путём проб и ошибок наш кинодел сможет придать облик современному российскому фантастическому кино.


Сергей Прудников

В кинотеатрах с 21 ноября
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 443 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio