ПРИЗРАК ОПЕРЫ
ПОТРОШИТЕЛИ (REPO MEN)
Жанр: фантастика, боевик, комедия
2010, США, 111 мин.
Режиссер: Мигель Сапочник
В ролях: Джуд Лоу, Форест Уитакер, Алиси Брага, Лив Шрайбер, Кэрис ван Хаутен, Джо Пинг, RZA
ОЦЕНКА: 3
Недалекое будущее, скачок развития технологий, человек с печатной машинкой (Лоу) рассказывает свою историю. Он – Рэми – вместе с Джейком (Уитакер) и Фрэнком (Шрайбер) когда-то вместе катались на танке, а теперь Фрэнк управляет отделом конфискации корпорации Union, а Рэми и Джейк работают у него исполнителями. Корпорация занимается ужасным – кредитованием. За безнравственную абсурдность происходящего отвечает объект кредитования – искусственные внутренние органы, которые изымаются из клиентов по истечении срока оплаты со всеми вытекающими (в прямом смысле). Рэми, с безмятежным выражением лица шоколатье в середине трудового дня, режет бессознательное тело под позитивные when the rumba rhythm starts to play, закадровый голос поясняет, мол, работа есть работа. Жена хочет, чтобы он сменил должность на простого продавца, напарник, напротив, уверяет: ты лучший, ты должен остаться. Вскоре из-за неисправности оборудования Рэми оказывается в клинике и теперь сам вынужден выплачивать долг за новое сердце.
Привычная художественная рокировка правильно, в общем-то, отсылает нас к Курту Уиммеру с его клериками, основной сценарный концепт здесь тоже сжат до идеи об условности мировоззрения, ловко маскируемой под гуманизм. И видно, как создатели «Repo men» планировали брать несколько другим (чем, в частности, брали Смит и Здунич – полнометражный дебют Сапочника к их генетической постановке относится примерно так же, как «Розенкранц и Гильденстерн» Стоппарда к Шекспиру, только сделан без нужного задора), но, судя по всему, не набрались достаточно смелости. С одной стороны коммерчески вырезанный мюзикл и очевидное стремление сделать историю о нелегкой службе конфискаторов реалистичной, спустить с подмостков на конвейер фантастических фильмов, с другой – прилипшая совершенно не к месту (в прямом смысле, опять же) серьезность. Здесь этот чудовищный контраст ощутим на всех уровнях, даже в саундтреке, который временами почти «Хранители», а временами такие «Суррогаты». Сценарий, как и режиссерская, яркий пример недоВерховена – целая платформа для шуток, хулиганства (чувства в герое, например, пробудил кусок железа с настоящими губами, а не наоборот), но в итоге ощущение почти как тогда, когда изнасилование невидимкой своей соседки в кадр не пустили, только хуже: пустили, но специально так сняли, будто весь смысл эпизода сам принял препарат доктора Кейна.
В «Потрошителях», в общем-то, есть ряд смешных, талантливых и циничных фрагментов: пикник с ножом или, самый любимый, в финале – сцена полу-секса полу-вскрытия под Moloko, хотя там по понятным причинам больше бы Bjork подошла, ну да ладно. Еще очень веселая драка в коридоре против воинственного отряда топ-менеджеров, миксирующая «Олдбоя» с «300», но все это в полной мере обладает силой эпизода и практически не оттеняет настроения фильма, который все равно обычный блокбастер про борьбу одиночки с футуристической тоталитарной системой, жестокостью бюрократии за права униженных, дурным финалом все окончательно портящий. Да еще коты эти снова.
Лоу, правда, тут очень хорошо смотрится. После «Шерлока Холмса» стал ясен главный феномен: человеку с характерной внешностью Джуда роли крутых парней идут больше, нежели альфонсоф-киборгов или писателей-неудачников. Особенно, когда они слишком буквально понимают пословицу «долг платежом красен».
Антон Минасов