ДОСТАТЬ НОЖИ (KNIVES OUT)
2019, США, 130 мин.
Жанр: детектив, комедия, криминал
Режиссёр: Райан Джонсон
В ролях: Дэниэл Крэйг, Ана де Армас, Крис Эванс, Джейми Ли Кёртис, Майкл Шеннон, Дон Джонсон, Тони Коллетт, Кристофер Пламмер, Кэтрин Лэнгфорд
Райан Джонсон привычно сочетает в своём фильме забавное остроумие и невероятное пренебрежение основами жанра. Начиная со своего полнометражного дебюта, в котором клише нуарного триллера занятно вписывались в систему координат обычных подростков («Кирпич», 2005 год), режиссёр смело играет со зрительскими ожиданиями. Кульминацией этой игры на текущий момент стали «Последние джедаи», сломавшие психику множеству поклонников звёздной саги. Однако, сравнительно успешно справившись со столь рискованным проектом (ненависть половины армии фанатов далёкой галактики не в счёт), Джонсон снова вернулся к истории небольшого масштаба.
«Достать ножи» при поверхностном взгляде могут показаться выжимкой из классических детективных историй (в основе, конечно, Агата Кристи). Знаменитого писателя Харлана Тромби находят мёртвым после празднования его 85-летия. В руке нож, на горле рана, подозреваемых нет и вроде бы всё очевидно. Но тут в дело вмешивается Бенуа Бланк – последний детектив-джентльмен, нанятый таинственным анонимом, почему-то решившим, что дело нечисто. И действительно, каждый из многочисленных и избалованных родственников, присутствовавших на торжестве, мог иметь зуб на старика. Тот с каким-то совсем уж злорадным смакованием накануне лишил каждого из них своего покровительства, ткнул носом в грешки и дал хорошего пинка под зад. События стремительно приобретают интересный поворот, каждый участник гнёт свою линию, а на горизонте уже маячит вскрытие завещания, после которого всё запутается ещё больше.
Джонсон не собирается затягивать с завязкой истории – пара коротких эпизодов и вот уже все удобно размещаются в роскошной гостиной вычурного особняка, пока эксцентричный сыщик ведёт допросы. Для режиссёра всё происходящее – настоящий детективный аттракцион, расследование здесь становится самоцелью не только для Бланка, но и для Джонсона, которого в первую очередь интересует именно процесс, а результат будет в любом случае. Однако «Достать ножи» отнюдь не пренебрегают многочисленными деталями, знаковые жесты из сцены в сцену приобретают новое значение, анализ событий с точки зрения разных персонажей добавляет остроты, и даже гротескное седалище с декором из многочисленных ножей, тесаков, клинков и лезвий в определённый момент сыграет свою роль.
Кроме многочисленных отсылок и неприкрытого стёба, сценарий не забывает учитывать и фактор привлечения на роли конкретных актёров. Прописанные образы вытесняют каждого из зоны комфорта – в конечном счёте ни от одного из членов роскошного каста не ждёшь исполнения именно того типажа, который предлагает Джонсон. Самое любопытное перевоплощение здесь у Крэйга, теряющего свой лопоухий шпионский лоск в стремлении добраться до конца радуги земного тяготения. Блеск глаз завязавшего алкоголика, глуповатые (на первый взгляд) попытки докопаться до правды и, в качестве кульминации раскрытия образа, многоуровневое рассуждение о расследовании как о бублике с дыркой, в которой прячется ещё один бублик. МакКонахи такого и не снилось, иначе бы он уже давно сидел где-нибудь в шкафу.
Всё это в определённый момент может показаться одной большой глупостью, но Джонсон за всем своим воодушевлением отнюдь не теряет внятности высказывания. Его история, несмотря на постоянный фоновый шум, создаваемый бесконечно грызущимися персонажами и ироничными твистами, уверенно идёт к прекрасно поставленной развязке с двойным разоблачением главного злодея. Диалоги, то отстающие, то убегающие вперёд по сравнению с происходящим на экране, только сильнее деконструируют основную интригу. Борьба членов богатой, но неблагополучной семьи за возможное наследство постоянно спотыкается о возникающие трудности, главной из которых (внезапно) оказывается латиноамериканская сиделка, со временем перетягивающая на себя одеяло главного героя истории.
Кубинка Ана де Армас, пока что самой знаковой ролью для которой была голограмма из «Бегущего по лезвию 2049», умудряется держать на себе внимание не меньше грандиозного в своей экспрессивности Крэйга. Её персонаж не только оказывается одним из центральных во всём расследовании, но и добавляет фильму нотки полновесного социального высказывания, чересчур толстого на фоне всей этой искусно прописанной истории. Эмигрантка то ли из Эквадора, то ли из Уругвая, то ли откуда-то ещё (показания неизбежно расходятся даже в этом), которая потенциально лучше окружающих её белых снобов. Ну что ж, это ещё терпимо, особенно на фоне актуальности отдельных деталей, ведь один из членов семьи и вовсе болезненно бледный школьник, строчащий в твиттере радикальные высказывания нацистского толка.
Впрочем, подобные вещи в фильме – всего лишь богатый декор, пассивность которого не играет какой-либо значимой роли без взаимодействия с другими предметами детективного интерьера. Как и положено камерной истории (действие регулярно меняет своё место, но всегда упорно возвращается в пресловутый особняк), здесь всё построено на механике внутри мизансцен и эмоциональной химии между актёрами. С этим у «Достать ножи» полный порядок и, несмотря на то, что одним из источников для вдохновения и выбора названия здесь выступали меланхоличные песни «Radiohead» (в частности их «Knives Out»), сам фильм не стремится замедлять свой темп вплоть до самой развязки. Джонсон откровенно кайфует от всего происходящего, с лёгкой издёвкой проезжается по всему, до чего дотягивается рука, упоённо предлагает Крису Эвансу послать всех в жопу и в любом случае остаётся в выигрыше. Сказать, что подобные фильмы сейчас редкость, значит не сказать ничего – в конце концов, судьба здесь остаётся справедливой к каждому из героев и не позволяет допускать популярных полутонов. «Я кое-кого подозреваю и никого не исключаю» – говорит Бенуа, и значит, интрига будет жить до самого конца.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 28 ноября