Сериал братьев Даффер, с пиететом воссоздающий атмосферу Америки 80-х, пришёлся по вкусу даже тем, кто никогда не жил в Соединённых Штатах. Третий сезон телешоу не стал исключением.
ОЧЕНЬ СТРАННЫЕ ДЕЛА. 3 СЕЗОН (STRANGER THINGS. SEASON 3)
2019, США, 51 мин.
Жанр: фантастика, драма
Количество серий: 8
Режиссеры: Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, Ута Бризвитц
В ролях: Милли Бобби Браун, Финн Вулфард, Гейтен Матараццо, Калеб Маклафлин, Ноа Шнапп, Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Наталия Дайер, Чарли Хитон, Джо Кири
В конце второго сезона Одиннадцатая, обладающая экстрасенсорными способностями девочка-подросток, закрыла Врата в Изнанку – населённый злобными существами параллельный мир. Маленький городок Хокинс наконец зажил спокойной жизнью.
Однако всё оказалось не так просто. Зло, вроде бы выдворенное за пределы нашего мира, сумело остаться на Земле. Одиннадцатой и её друзьям предстоит вновь сразиться с Истязателем Разума – необыкновенно сильной сущностью из потустороннего мира, которая жаждет поработить людей.
Стилистически и отчасти сюжетно новый сезон сериала несколько отличается от предыдущего. Место мистики, фантастики и дружеских отношений в большей степени заняли экшн с элементами хоррора и темы взросления, а ностальгические нотки лишь приобрели в силе.
Отсылки к фантастическим произведениям того времени сократились в числе. Зато стало больше аллюзий на песни, фильмы и элементы поп-культуры второй половины 80-х (и не только!). Здесь вам и Material Girl Мадонны, и Never Surrender Кори Харта, и R.O.C.K. in the U.S.A. Джона Мелленкампа, и Neutron Dance от Pointer Sisters, и Workin’ for a Living от Huey Lewis and the News. Тут и Чудо-женщина из DC Comics, и аттракционы Big Top Funhouse, и Baskin Robins, и продукция The Coca-Cola Company New Coke, и Сатанинская паника 80-х. Также тем или иным образом упоминаются фильмы «Смертельное влечение», «Назад в будущее», «Крепкий орешек», «Звёздные войны», «Терминатор», «Челюсти», «Зловещие мертвецы», «Нечто», «Рэмбо», «Искры из глаз», «Американский оборотень в Лондоне», «Беспечные времена в "Риджмонт Хай"», «Бесконечная история», а также сериалы «Полиция Майами: Отдел нравов» и «Частный детектив Магнум».
Как и обещали создатели, сюжет телешоу сосредоточился вокруг торгового центра Starcourt Mall. Сценарий разделил героев на разные группы. Внутри каждой из них развивается собственная мини-драма. Одиннадцатая и Макс решают проблемы с противоположным полом и пытаются самоопределиться в жизни. Билли попадает в неприятности и невольно вспоминает свою юность – именно там притаились проблемы, из-за которых он стал агрессивным и неуправляемым. Джойс и шериф Хоппер, будто бы возвращаясь в подростковые годы, вновь разыгрывают школьную любовь. Майк, Уилл и Лукас проводят летние каникулы вместе, размышляя о девочках, разочаровываясь в них и снова находя вдохновение. Нэнси и Джонатан работают вместе в городской газете – их отношения проходят новую проверку на прочность. Дастин принимает на себя бремя лидерства. В общем, все герои в той или иной степени взрослеют.
Невооружённым взглядом видно, что бюджет проекта заметно вырос. Вместо небольших, пусть и весьма эффектных появлений монстров с Изнанки мы наблюдаем сцены с участием Истязателя Разума и его подручных. В них со всеми подробностями демонстрируются трансформации людей в монстров, мутации, сражения подростков с огромными чудовищами, перестрелки, схватки и погони.
Но эффектная картинка, внимание к деталям и увлечение отсылками не стало для Дафферов самоцелью. История не отошла на второй план: разделённые на несколько групп персонажи распутывают собственные клубки тайн, постепенно развивают свои взаимоотношения и противостоят антагонистам, чтобы в финале встретиться и дать злу последний и решительный бой.
В своей узнаваемой стилистике – неоновый свет, ретропостеры, грампластинки, активное использование дерева в качестве элемента декора, стационарные телефоны, мебель mid-century – братья Даффер ведут свой рассказ – вчерашние дети вступают в пубертатный период, сексуальное напряжение незаметно разливается по экрану, а радужное настроение перманентно разукрашивается мрачными красками.
Антагонисты, словно переместившиеся в телешоу из «Красной жары», «Красного рассвета» или первого «Терминатора» (как и в предыдущих сезонах сериала, в новом хватает оммажей в сторону классических картин прошлого), не перетягивают внимание на себя. Напротив, весь интерес зрителя сосредоточен на главных героях. В соответствии с трендами последнего времени, создатели сериала в новой главе делают акцент на женских персонажах. Одиннадцатая, Джойс, Нэнси, Максин и новая героиня сериала, появляющаяся ненадолго, но срывающая всевозможные овации Сьюзи берут власть в свои руки. Временами они выглядят забавными, порой – очаровательными, иногда – смешными или рассудительными. Но почти всегда они предстают персонажами сильными и уверенными в себе. Им есть что сказать, и они не стесняются своих мыслей.
Впрочем, упрекнуть постановщиков в конъюнктуре едва ли получится. Вывод на первый план героинь-девушек сценарно оправдан. За персонажами Милли Бобби Браун, Сэди Синк, Наталии Дайер, Прии Фергюсон и другими интересно наблюдать. Они являются двигателями сюжета, а сами актрисы отлично справляются со своими обязанностями. С другой стороны, не обошлось без ложки дёгтя – на фоне Оди и остальных Хоппер и мальчишки несколько теряются. В их поведении происходят серьёзные изменения. И если объяснить происходящие пертурбации с Майком или Дастином вполне можно – подростки переживают «период гормональных бурь», а потому подвержены резким сменам настроения, – то творящиеся преобразования внутри Хоппера производят, мягко говоря, странное впечатление.
Прежде спокойный и рассудительный шериф в третьем сезоне телешоу внезапно стал излишне ранимым, вспыльчивым и предельно раздражительным. Новая модель поведения Джима очень удачно вписывается в сюжетную канву третьего сезона, но выглядит искусственной в контексте всей истории.
В свою очередь злодеи – злые русские (не откажем себе в удовольствии написать даже zlie russkie) – не пародия на сегодняшнее положение дел в мировом политическом пространстве, а ещё одна отсылка к злодеям из американских кинофильмов 80-х, которые в свою очередь были вдохновлены холодной войной. Открывающая сезон сцена начинается под громогласную «Красная армия всех сильней», а диалоги на ломаном русском оказываются больше ироничными, чем серьёзными. Среди одномерных карикатурных персонажей выделяются двое: учёный из СССР Алексей Смирнов в исполнении украинско-британского актёра Алека Утгоффа и Мюррей Бауман, которого сыграл Бретт Гельман (сериал «Дрянь»). Первый – единственный «хороший» русский в сезоне, а второй – бывший журналист газеты The Chicago Sun-Times, впервые появившийся в сериале в предыдущем сезоне. Оба этих персонажа привносят в «Очень странные дела» юмор: живой, дерзкий и саркастический.
Финальный аккорд приключений – совместная песня Дастина и Сьюзи – NeverEnding Story из одноимённого фильма непременно заставит вас схватиться за сердце в восхищении! Интересно, что на этапе задумки братья Даффер всерьёз рассматривали другой вариант композиции. Первым выбором авторов была песня энтов из «Властелина колец». Однако, памятуя о скором выходе сериала от Amazon, Netflix забраковал эту идею. В итоге всё вышло как нельзя лучше – в виде песни третий сезон получил жирную точку или, точнее сказать, изящное многоточие. Сцена после титров заключительного эпизода третьей главы «Очень странных дел» недвусмысленно даёт понять то, в каком направлении продолжится сюжетная линия сериала. Уже сейчас известно, что в новых эпизодах повествование выйдет за пределы Хокинса, а съёмки пройдут с январь по август 2020 года.
Персонажи сериала особенно полюбились поклонникам телешоу. В изначально нелюдимой Одиннадцатой, озорных Майке или Лукасе, застенчивом Уилле или всезнайке Дастине каждый может найти частичку себя. Маленькие актёры постепенно растут (в прямом и переносном смыслах) вместе со своими героями. А ведь «Очень странные дела» могут похвастать ещё и колоритными злодеями! Вкратце пробежимся по основным участникам сюжетной линии третьего сезона.
Одиннадцатая (Оди) / Джейн (Милли Бобби Браун), загадочная девочка из лаборатории Хокинса со способностями к телекинезу. Подопечная доктора Мартина Бреннера – главного антагониста из первого сезона. После побега из лаборатории попала в компанию к Майку, Дастину и Лукасу. Влюблена в Майка. В третьем сезоне Одиннадцатая продолжает отращивать волосы и практически завершает превращение из немногословного полукиборга в типичную девушку 80-х.
Уилл Байерс (Ноа Шнапп), фанат настольной ролевой игры «Подземелья и драконы», в которую любит играть вместе с друзьями – Дастином, Лукасом и Майком. Именно его таинственное исчезновение и пребывание в Изнанке запускает последовательность очень странных событий в Хокинсе. Замкнутый, стеснительный подросток, находящийся в тени своих товарищей – даже после возвращения из Изнанки.
Майк Уилер (Финн Вулфард), влюблён в Одиннадцатую, обожает настольные игры, смелый, мечтательный, настойчивый мальчуган. Иногда – несдержанный, порой – романтичный. В третьем сезоне проявляет заносчивость, но в итоге всё равно приходит к исходному – его самоотверженности может позавидовать сам Супермен.
Дастин Хендерсон (Гейтен Матараццо), шепелявит из-за ключично-черепной дисплазии. В третьем сезоне начинает встречаться с девочкой Сьюзи, в существование которой никто не верит. Импульсивный, но добрый, отзывчивый, любит книги и науку, но не чурается и приятного времяпрепровождения с закадычными друзьями.
Лукас Синклер (Калеб Маклафлин), самый прагматичный в компании, смелый и глубоко порядочный. Излюбленное оружие – рогатка. Во втором сезоне завязывает романтические отношения с Максин Мейфилд – новой девочкой в городе. Эмоционально очень сильно привязан к своим родственникам – кажется, даже больше, чем нужно.
Джойс Байерс (Вайнона Райдер), мать двенадцатилетнего Уилла Байерса и старшеклассника Джонатана Байерса. Во втором сезоне встречалась со своим бывшим одноклассником Бобом Ньюби. Симпатизирует местному шерифу Джиму Хопперу. Поначалу кажется разбитой и потерянной из-за развода с мужем, но с течением времени находит силы, чтобы взять себя в руки.
Джим Хоппер (Дэвид Харбор), шериф и начальник полиции Хокинса, бывший одноклассник Джойс Байерс, к которой неравнодушен. Развёлся с женой после трагической смерти дочери от рака. Подвержен алкоголизму и депрессии, из которых его вытягивает Оди, удочерённая им во втором сезоне. В глубине души – добряк и весельчак.
Джонатан Байерс (Чарли Хитон), старший брат Уилла Байерса. Нелюдимый и малообщительный. Первоначально является типичным неудачником в школе, но постепенно добивается уважения. Увлекается фотографией. Влюблён в Нэнси Уиллер, с которой сближается в ходе расследования исчезновения её подруги Барбары. Вместе с Нэнси стажируется в газете «Известия Хокинса».
Нэнси Уилер (Наталия Дайер), дочь Карен Уилер, старшая сестра Майка. Будучи самой популярной девочкой в школе, встречалась с хулиганом Стивом Харрингтоном. После исчезновения лучшей подруги Барбары начинает собственное расследование и узнает об Изнанке. Отличница, красавица, умница. К третьему сезону становится более раскованной.
Стив Харрингтон (Джо Кири), самый популярный парень в школе. Переживает личностный кризис, становясь менее эгоистичным и более отзывчивым. Заводит дружбу с Дастином. В третьем сезоне работает продавцом мороженого в торговом центре Starcourt вместе с Робин, которой выказывает знаки внимания.
Билли Харгроув (Дакре Монтгомери), вместе со своей сводной сестрой Максин впервые появляется в городе во втором сезоне. Недолюбливает Максин, считая её виновницей своей «ссылки» из Калифорнии в Хокинс. Эгоистичный, властный и вспыльчивый. Красавчик, любимец женщин. В третьем сезоне работает спасателем в городском бассейне и становится аватаром Истязателя Разума.
Максин «Макс» Мейфилд (Сэди Синк), «пацанка», необыкновенно уверенна в себе, иногда даже – самоуверенна. Встречается с Лукасом. Отлично ездит на скейтборде, как и мальчики, обожает видеоигры, в которых её никнейм – «MadMax». Из-за этого получила прозвище Безумный Макс и в жизни.
Эрика Синклер (Приа Фергюсон), младшая сестра Лукаса. Не по годам умная, предприимчивая (страшное сочетание с эгоизмом и жадностью!) и хладнокровная, умеющая находить выгоду для себя даже в самой безвыходной ситуации. В третьем сезоне присоединяется к главным героям в битве за Starcourt против Истязателя Разума.
Робин Бакли (Майя Хоук), сообразительная девушка, работающая со Стивом в торговом центре. Язвительна, с хорошим чувством юмора. Помимо английского, хорошо владеет испанским, итальянским и французским языками. Хорошо играет в футбол. Ценит женскую красоту.
Алексей Смирнов (Алек Утгофф), советский учёный, zloy russkiy, работавший над созданием прохода в Изнанку. Остроумен, невероятно обаятелен, не говорит по-английски. В любой ситуации легко выходит сухим из воды.
Мюррей Бауман (Бретт Гельман), частный детектив, помогающий главным героям в их расследовании. Экстравагантный, с запоминающейся внешностью, мужчина живёт отшельником, боится всемирного заговора, а потому недоверчив и скрытен.
Ларри Кляйн (Кэри Элвес), мэр Хокинса, коррумпированный политик, использующий своё положение только в собственных интересах, но «жидкий» на расправу. Лживый, неблагонадёжный, скрывающий темноту в душе за внешней безукоризненностью.
Брюс Лоу (Джейк Бьюзи), журналист газеты «Известия Хокинса». Остёр на язык, не слишком воспитан. Персонаж является отсылкой на героя Бьюзи из фильма «Страшилы».
Григорий (Андрей Ивченко), командир секретного советского подразделения в Хокинсе. Один из антагонистов третьего сезона. Практически безэмоционален. Аллюзия на Терминатора в исполнении Шварценеггера.
ДИСКО-ШАР, ВЫСОКИЕ НАЧЁСЫ И ИГРОВЫЕ ЗАЛЫ –
ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ, ПОГРУЖАЮЩИЕ В ЭПОХУ 80-Х
Впечатлившись ностальгической атмосферой «Очень странных дел», мы решили составить список из современных полнометражных лент и сериалов, воссоздающих атмосферу десятилетия, начавшегося для США с победы на выборах Рональда Рейгана и завершившегося потеплением отношений между Америкой и СССР. Главное условие попадания в наш перечень – картина или ТВ-шоу должны быть выпущены не позднее 2010 года.
«Хижина в лесу» (2011, реж. Дрю Годдард)
Десятилетие началось хоррором, переосмыслившим законы жанра. С одной стороны, в картину, напрямую цитирующую классические фильмы ужасов 80-х, влюбились многие зрители. С другой, некоторые уважаемые критики подвергли ленту уничижительной критике – им не понравился ординарный сценарий, претенциозная режиссура и слабые актёрские работы. Правда, как водится, находится где-то посередине. Но нельзя не признать влияния, которое оказала «Хижина в лесу» на последующие жанровые работы.
«Супер 8» (2011, реж. Джей Джей Абрамс)
Фильм, о сюжете которого не было ничего известно вплоть до самой премьеры, не сумел достичь высот «Инопланетянина», «Полёта навигатора» и других видных подростковых фантастических лент, но неплохо показал себя в прокате. Это определённо не лучшее творение Джей Джей Абрамса, но заслуживающее внимания кино о детях начала 80-х, сталкивающих с происходящими поблизости загадочными происшествиями и постепенно вступающих во взрослую жизнь.
«Стражи Галактики» (2014, реж. Джеймс Ганн)
Если не считать небольшой вступительной сцены, блокбастер из кинематографической вселенной Marvel не должен был попасть в наш список. Но мы решили сделать небольшое исключение, ведь драйвовая космическая эпопея Джеймса Ганна очень много внимания уделяет восьмидесятнической волне, делая многочисленные отсылки и реверансы в сторону фильмов, песен и предметов культа того времени. Это красный кадиллак, картины «Индиана Джонс», «Звёздные войны», «Бегущий по лезвию», поп-музыка – Moonage Daydream Дэвида Боуи, I Want You Back от The Jackson 5, Cherry Bomb от The Runaways, – наконец, кассетный плеер Звёздного Лорда и многое другое.
«Турбо пацан» (2015, реж. Йоанн-Карл Висселль, Франсуа Симар, Анук Висселль)
Отмеченная на разнообразных фестивалях фантастическая постановка канадо-новозеландского производства не принесла своим создателям дивидендов, но завоевала уважение у синефилов. Проникнутый доброй грустью к детским лентам прошлых лет (в поле зрения режиссёров попадают не только 80-е) фильм со временем, возможно, приобретёт статус классического. По крайней мере, в узких кругах.
«Кунг Фьюри» (2015, реж. Дэвид Сандберг)
Бюджет короткометражного комедийного боевика был собран при помощи краудфандингового сервиса Kickstarter. Это не помешало вдохновлённому картинами и сериалами с Чаком Норрисом, Дэвидом Хассельхоффом (звезда «Рыцаря дорог» появилась и в «Кунг Фьюри», пусть и в весьма неожиданной роли) и другими популярными артистами 80-х фильму полюбиться зрителям. Интерес проявили даже в Голливуде – теперь режиссёр проекта, шведский 3D-аниматор Дэвид Сандберг готовит релиз одноимённого полнометражного фильма, принять участие в котором уже согласились Арнольд Шварценеггер и Майкл Фассбендер.
«Блеск» (сериал, выходит с 2017 года)
Сериал Netflix о женском реслинге середины 80-х не стал абсолютным хитом вещания, но завоевал достаточную популярность для того, чтобы продержаться в эфире четыре сезона (заключительный выйдет ориентировочно летом 2020 года). Островные достоинства проекта – хорошо прописанный сценарий и яркий актёрский состав. Некоторые критики даже называют «Блеск» «Очень странными делами» от мира мелодрам.
«Лето 84» (2017, реж. Франсуа Симар, Йоанн-Карл Висселль, Анук Висселль)
Лента про друзей-подростков, расследующих происходящие в округе криминальные происшествия, отдалённо напоминает то ли приключения Нэнси Дрю или Калле Блюмквиста, то ли расследования Видока. В постановке особенно заметно влияние «Очень странных дел», но назвать авторов фильма слепыми последователями братьев Даффер едва ли получится. «Лето 84» – достойное произведение, скрупулёзно воссоздающее эпоху тридцатипятилетней давности, пусть и не претендующее на оригинальность.
«Оно» (2017, реж. Андрес Мускетти)
Снятый по роману Стивена Кинга атмосферный хоррор стал одним из самых успешных фильмов 2017 года. Он не только познакомил зрителя с обаятельными молодыми актёрами (в одной из ролей блистает Финн Вулфард из «Очень странных дел») и представил на суд общественности новую киноверсию зловещего клоуна Пеннивайза, но и вышел отличной ностальгической историей. Мускетти воссоздал на экране атмосферу безвозвратно ушедших 80-х, а также с пиететом показал, что юные годы – это прекрасно.
«Назови меня своим именем» (2017, реж. Лука Гуаданьино)
Картина является экранизацией одноимённого романа американского писателя Андре Асимана – большого знатока творчества Марселя Пруста, в настоящее время преподающего литературу в Городском университете Нью-Йорка. Фильм, как и книга, стилистически отдалённо напоминающая легендарную «Лолиту» Владимира Набокова и эмоционально – поэзию Уолта Уитмена, – типичный роман воспитания, рассказанный на фоне идиллических пейзажей северной Италии 80-х годов.
Геннадий Гусев,
Сергей Прудников